Только небольшая часть режиссеров снимают в своей жизни знаковую кинокартину, которая потом становится визитной карточкой мастера. Именно по нему судят о творчестве создателя фильмов, именно его называют зрители, заслышав фамилию кинорежиссера.
Одни снимают такую картину в самом начале творческого пути и этот успех позволяет им уверенно двигаться по жизни. Другим такой приз приходит уже на излете жизни. То что фильм “В августе 44-го” станет последним фильмом Михаила Пташука не могли предполагать даже его завистники и недоброжелатели. Уроженец Брестчины трагически погиб в 59 лет.
Первые детские фильмы Пташука
Первый свой фильм Михаил Пташук снял в своё тридцатилетие, в 1973 году. Это был детский патриотический фильм “Про Витю, Машу и морскую пехоту”. Немного наивная картина о сыне офицера с далекого гарнизона попадающего в новую среду – детский пионерский лагерь. Фильм знаменателен тем, что здесь сыграл свою первую крупную роль Александр Абдулов в роли сержанта морской пехоты. Пташук умел давать молодым актером роли, которые становились карьерным прыжком в дальнейшем.
В вышедшем на экраны в 1975 году фильме “Лесные качели” режиссер опять поднял темы пионерского лагеря и отношения подростков. В этой картине снялся уже маститый Олег Ефремов в роли начальника лагеря, бывшего военного летчика, который близко к сердцу принимает все подростковые проблемы.
Военные сериалы и драмы
В 1976 году молодому режиссеру, по ходатайству белорусского комсомола доверяют снять самый глобальный фильм о партизанском движении в БССР. В пяти сериях “Время выбрало нас” рассказывалось на примере судьбы трех героев о становлении и развитии партизанского движения. В фильме массово были задействованы белорусский артисты, но также снимались Виктор Павлов, Виктор Проскурин для которых роли в этой картине стали очень заметными.
После этого на режиссера Пташука обрушилась всесоюзная слава. И он снимает достаточно спорный фильм “Возьму твою боль”. Сюжет очень не типичный для советского кино, о том, как в деревню возвращается из мест заключения бывший полицай. Он уже искупил свою вину перед советской властью, но главный герой картины не готов ему прощать гибель родителей, которая произошла по его вине. Жена главного героя не в силах больше наблюдать мучения мужа убивает старого полицая. Фильм очень хорошо приняла белорусская общественность, но массовый показ в кинотеатрах Советского Союза ему был ограничен. Фильм показывали в кинотеатрах на окраине и провинциальных Домах культуры.
Исторический детектив и фильм, который боялись демонстрировать
Михаил Пташук переходит от темы к войне к историческому детективу и в 1984 году снимает фильм по культовой книге Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский». В фильме рассказывается о поисках сокровищ старинного магнатского рода историком и девушкой археологом, в которую неожиданно вплетаются события Второй мировой войны и массовых казней на территории БССР. В сюжете талантливо намешано средневековые восстания, заговоры, послевоенный бандитизм и события Второй мировой войны. Сценарий к фильму написал в свое время сам Владимир Короткевич, и режиссер старался от него не отходить. Из-за ограниченного бюджета, который в Советском Союзе выделялся на непрофильные фильмы, актерский состав был не очень сильным, но фильм получился увлекательным.
«Знак Беды» снятый в 1986 году называют одним из самых страшных фильмов о войне. В основу фильма Пташука легла повесть Василя Быкова. Фильм рассказывает о полной безнадежности жизни в оккупации. Когда вчерашние соседи, натянув повязки полицаев, терроризируют село при молчаливой поддержки немецкой оккупационной администрации. Любое невыполнение их желаний может закончиться обвинением в пособничестве партизанам, тюрьмой или смертной казнью. Главная героиня устала бояться, но и выхода из ситуации не видит, поэтому она поджигает дом вместе с собой. В главной роли снялась Нина Русланова.
Наш бронепоезд фильм, который стал нашумевшим при позднем Советском Союзе. Бывший лагерный надзиратель, который 1966 году встретился лицом к лицу со своим бывшим подопечным, не может понять, почему никто его не уважает за его службу. В семье начались проблемы. Коллектив завода, который узнал, где он служил, относится к нему с презрением. Возникает даже драка, в которой руководство обвиняет бывшего конвоира. Представитель партии на заводе советует главному герою поменьше болтать о своем прошлом. А бывший охранник лагеря недоумевает , почему он должен молчать, если он ничего постыдного не делал. Но окружающие явно другого мнения.
Чтобы разобраться в этом и в себе главный герой решил съездить к сослуживцам и это полностью изменяет его мировоззрение. В фильме снялась просто настоящее советское актерское созвездие: Михаил Ульянов, Владимир Гостюхин, Алексей Петренко, Александр Филипенко, Валерий Приёмыхов. Фильм была первой крупной попыткой рассказать о уровне репрессий в сталинское время. Председатель Госкино СССР Александр Камшалов боялся его выпускать на экран в 1988 году. Но Михаил Пташук заручился поддержкой КГБ СССР и ЦК Компартии Беларуси и смог показать этот фильм Генеральному секретарю ЦК КПСС. После чего фильм вышел на широкий экран. О трех последних работах Михаила Пташука в продолжении.
Читайте также
- Последние качественные фильмы о пограничниках СССР
- Семь самых правильных белорусских фильмов о войне
- Лучшая советская киносага про пограничников
- Самый лучший фильм о пограничниках киностудии Беларусьфильм
- Семь советских фильмов о пограничниках, которые следует посмотреть