Служащие в пограничных войсках в советское время всегда были овеяны особым ореолом мужественности и романтики. Пограничник не мог быть комическим персонажем, как в современной новогодней комедии «Елки», и призывник не мог туда попасть по прихоти своенравного военкома. Советская идеология долгое время внушала, что в пограничные войска идут только лучшие, и это было близко к действительности. К 80-ым годам прошлого века пограничники стали настоящей военной элитой СССР. В этом многому способствовало и советское кино, которое создало ряд выдающихся фильмов про увлекательную и опасную службу пограничников. Эти фильмы снимались на многих киностудиях, но чаще всего пограничные сюжеты экранизировали на национальных киностудиях, включая «Беларусьфильм».
Первые советские фильмы о пограничниках
«Тринадцать» — это один из первых советских приключенческих фильмов в жанре вестерна. Группа демобилизованных бойцов направляется пешком по железной дороге на ближайшую станцию. С ними идет начальник пограничной заставы с женой и старый геолог, служивший еще при царе. Возле пересохшего колодца обнаруживают тайник басмачей. Командир пограничников решает послать за помощью и устроить засаду. Огромный отряд Ширмат-хана пытается отбить колодец и оружие, не зная, что колодец пересох. Фильм снял знаменитый Михаил Ромм, а этот сюжет с пустыней и колодцем позаимствовали американцы, сняв в 1943 и 2005 году фильм «Сахара». Может и постсоветскому кино стоит снять римейк на «Тринадцать».
Фильм «Над Тиссой» в 1958 году стал лидером советского проката. Его посмотрело почти 46 миллионов человек Военный приключенческий фильм “Над Тиссою” задал будущий формат классических советских фильмов о пограничниках. Здесь присутствуют все атрибуты: агент иностранной разведки, антисоветские подпольные элементы, жизнь по чужим документам и обычный пограничник, который смог сорваться в большую диверсию. Как и во всех старых советских фильмах, здесь по игре актеров сразу видно кто шпион и предатель, а кто активист и отличник боевой и политической подготовки.
Картины про басмачей и иностранные разведки
Еще один фильм “Засада” в жанре советского вестерна про пограничников в 1969 году сняли на киностудии “Киргизфильм”. В разгар борьбы с басмачеством на пограничную заставу прибывает оперуполномоченный с задачей вступить в контакт с одним из басмаческих отрядов и предложить им амнистию при сдаче в плен. Эта миссия ему удается, но предатель в пограничной комендатуре устраивает засаду на пути скачущих для сдачи в плен басмачей. Главный роль в этом пограничном боевика сыграл Игорь Ледогоров.
В 1973 киностудия в таджикском Душанбе снимает пограничный боевик с национальным колоритом” Я — граница” Создатели фильма уже не ограничились единичными диверсиями и создали настоящий антисоветский заговор, действующий в горах и на воде. Иностранные разведки, бывшие басмачи и нарушители границы, со всем этим не без напряжения справляются пограничники и сотрудники аппарата КГБ СССР. В качестве эмансипированной изюминки — юная таджикская красавица в роли водителя грузовика.
Будни пограничной заставы
В 1974 году вышел фильм “Я служу на границе”. Здесь уже нет ярко выраженного приключенческого сюжета. Скорее это будни отдаленной пограничной заставы, где есть место взаимовыручке, братству и подвигу. Молодого франтоватого пограничника сыграл Борис Щербаков, которого служба на границе меняет кардинально в лучшую сторону. А помог ему измениться, начальник заставы, которого воплотить многогранный Бронислав Брондуков.
На “Таджикфильме” в советское время создавали пограничные детективы. Обязательно условие такого фильма: отважные пограничники, мудрые сотрудники республиканского КГБ, операции зарубежных разведок и басмачи или их потомки. Всё это создавало очень динамичный и закрученный сюжет, в чем можно убедиться , посмотрев снятый в 1980 году фильм “Контрольная полоса’.
“Перехват” — это фильм, снятый в 1986 году рассказывает о попытке американских спецслужб вывести из строя станцию космической связи, для того чтобы в один из районов Мирового океана незамеченной прошла американская субмарина. Агента, который был выброшен над морем на параплане, случайно обнаружил мичман морских пограничных сил, чинивший двигатель маяке. Не имея возможности сообщить о нарушителе, мичман принимает решение преследовать американского диверсанта. В фильме сыграли Андрей Ростоцкий и Владимир Меньшов в роли матерого агента ЦРУ.
В начале 90-ых годов выходят пограничные боевики “Прорыв” и “Караван смерти”, но это уже тема вооруженных столкновений пограничников с бандами, сопровождающими груз с наркотиками на границах с Афганистаном. Они больше подходят под категорию фильмов про афганскую войну.
Ну а самым известным и популярным стал телевизионный цикл “Государственная граница”, снятый на “Беларусьфильме” в 1981-1988 годах. Его неправильно называть многосерийным фильмом, так как сюжет у каждого из восьми двухсерийных фильмов является автономным. Но об этой самой главной пограничной советской саге мы еще напишем.
Читайте также
- Семь самых рейтинговых белорусских военных фильмов
- Семь лучших комедий Беларусьфильма
- Пять белорусских фильмов знакомых с детства
- Семь военных партизанских фильмов которые следует посмотреть
- Семь самых правдоподобных советских фильмов о войне