После того как на телевизионные экраны вышло первых два фильма из планируемой пограничной эпопеи «Государственная граница», советские зрители начали требовать продолжения. В Комитете Госбезопасности СССР фильм понравился самому Юрию Андропову, и он своим авторитетом смог пробить продолжение съемок именно на киностудии «Беларусьфильм». Первоначально фильмы «Восточный рубеж» и «Красный песок» должны были сниматься с привлечением Свердловской киностудии и «Таджикфильм». Но после рекомендаций Андропова, во всесоюзном комитете по телевидению и радиовещанию полностью отдали все части эпопеи про пограничников киностудии БССР.
Шпионский фильм про пограничников и нелегалов
Чтобы сохранить логичность сюжетной линии, создатели фильма вводят в третьей части «Восточный рубеж» одного из главных героев фильма «Мирное лето 1921 года» пограничника Могилова, который отучился в училище ГПУ и получил назначение оперуполномоченным на Дальний Восток, где обострились отношения с Китаем. В фильме было решено показать работу нелегальной разведки ОГПУ в организациях белой эмиграции. Картина создавалась под опекой госбезопасности, и её создателям позволялось несколько больше, чем другим авторам.
Подбор музыки был антисоветским, так как главная героиня пела в кабаре для русской эмиграции. Это позволило включить в фильм замечательные романс и офицерский марш на стихи Марины Цветаевой и популярный эмигрантский хит 30-50-х годов «Черная моль». «Вино и мужчины моя атмосфера, привет эмигрантам свободный Харбин…» сразу же запели в советских ресторанах и на студенческих вечерах, несмотря на его явную идеологическую вредность.
По жанру третий фильм «Восточный рубеж» был больше всего похож на увлекательный шпионский детектив. Но чтобы картина понравилась пожилому составу Политбюро ЦК КПСС, где милитаристская составляющая начала преобладать над идеей мирного сосуществовании, в фильм специально вставили две сцены с Иосифом Сталиным, которые ранее не планировались. Премьера состоялась в мае 1982 года по первому каналу Центрального телевидения.
Фильм имел больший успех, чем первые две части. В нем было больше элементов классического шпионского фильма о нелегальной работе за рубежом, чем от героического эпоса про пограничников. Это привлекало в нём молодежь и основное население. У советской интеллигенции всегда было особое положительное отношение к покинувшим Россию во время революции эмигрантам, а в фильме выводился максимально положительный образ части эмиграции, которая ностальгировала по Родине. Есть свидетельство, что третий фильм эпопеи «Государственная Граница» стал последней картиной, которую посмотрел Юрий Андропов в должности высшего руководителя советского государства.
Вообще эпопея «Государственная граница» уникальная по своему наполнению, тем, что каждый фильм снят в своей особой манере, охватывающей все направления киноискусства. А то, что фильм снимался под кураторством Комитета Государственной Безопасности СССР, который к 80-ым годам прошлого века достиг своего максимального могущества, придавало каждой его части нужное идеологическое наполнение, которое работало гораздо эффективней, чем прямолинейная пропаганда. Но об этом мы еще подробно поговорим позже.
Пограничники, английская разведка и басмачи
В советском киноискусстве прижился жанр отечественного вестерна. На просторах огромной страны не водилось индейцев и ковбоев, но зато были на протяжении долгого времени восстания в среднеазиатских республиках, где последние очаги сопротивления советизации и коллективизации были подавлены лишь в середине прошлого века. Вооруженные отряды повстанцев, активно поддерживали как разведки европейских стран, так и мусульманские автономные районы Китая и Персии, Афганистаном, где были исторически сильны позиции британской разведки. В советской истории появилось понятие «басмач», что при примитивном переводе с тюркского звучит как налетчик. Такие отряды использовали единственно возможную в пустынных и горных партизанских действиях тактику. Они нападали на беззащитные, или со слабым гарнизоном, населенные пункты, используя преимущество в неожиданности и численном превосходстве.
В четвертый фильм эпопеи сценаристы ввели уже знакомых зрителям по первым двум частям героев: бывшего балтийского матроса , а ныне уполномоченного ГПУ Ивана Гамаюна и жену-врача Галину. Основная цель его командировки в Среднюю Азию – ликвидация крупного отряда повстанцев. В его состав кроме басмачей входят бывшие царские офицеры, а координирует военную деятельность британский разведчик, который сумел создать в Туркестане свою сеть агентов.
Самый напряженный момент в фильме — это когда конная лава вооруженных бойцов мчится на беззащитный кишлак и им путь преграждает женщина-врач с черным флагом, обозначающим вспышку чумы в населенном пункте. Советский вестерн с элементами шпионского фильма был отлично принят зрителями. Тогда еще не проводилось замеров телевизионной аудитории, но во время премьерного показа этого фильма в мае 1984 года на улице практически отсутствовали люди, а в каждой квартире уютно светился телевизор.
Следующие четыре фильма эпопеи специально были созданы по сценарию, сюжет которого был рекомендован КГБ СССР, для чего это делалось и какие задачи, через этот фильм пытались решить советские разведчики расскажем в заключительной части.
Читайте также
- Самый лучший фильм о пограничниках киностудии Беларусьфильм
- Семь советских фильмов о пограничниках, которые следует посмотреть
- Семь самых рейтинговых белорусских военных фильмов
- Семь лучших комедий Беларусьфильма
- Пять белорусских фильмов знакомых с детства