Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Памятник Ольгерду в центре Витебска

Кто подставил князя Ольгерда

Установленный в Витебске памятник великому князю Ольгерду стал сильным раздражителем, как для знатоков истории времен Советского Союза, так и для Русской православной церкви. Если с первыми все ясно, у них до сих пор в истории существуют некие литовские эксплуататоры-князья, которые на протяжении 600 лет издевались над несчастными и забитыми белорусами. А вот отношения великого князя Ольгерда, крещеного как Александра, с московской церковью более запутаны и интересны, чем это может показаться человеку, получившему во время изучения исторических событий той поры набор устоявшихся штампов.

Памятник Ольгерду в центре Витебска

Памятник Ольгерду в центре Витебска

Ольгерд крестился как Александр князь Витебский

Хотя даже при изучении биографии великого князя Литовского Ольгерда не совсем становится понятно, почему воин и политик, успешно воевавший с врагами русских людей, вызвал такое резкое неприятие московской церкви.

Уже в 22 года Ольгерд принял крещение перед женитьбой на витебской княжне Марии Ярославовне, все его многочисленные дети были крещены по православному обряду. Он является основателем двух церквей в Витебске, церквей в Усвятах и Крево. Ольгерд, будучи витебским князем, вместе со своим братом Кейстутом, и со своей дружиной отстоял Псков от тевтонских и ливонских рыцарей в 1336 и 1341 году.

Ольгерд в православии Александр

Ольгерд в православии Александр

Горожане Пскова даже предложили ему стать псковским князем, но он отказался, хотя и дал для защиты Пскова небольшую дружину конных латников из Крево и Полоцка под командой сына Андрея Ольгердовича, будущего героя Куликовской Битвы. Ольгерд сумел объединить большое количество земель, заселенных предками нынешних белорусов, украинцев, россиян, поощрял строительство православных церквей и монастырей.

Приграничные битвы с тевтонцами отвлекали войска ВКЛ

Приграничные битвы с тевтонцами отвлекали войска ВКЛ

Роль Ольгерда была настолько значимой и в борьбе с татарами, и в строительстве централизованного государства, что он даже удостоился вместе с Гедимином и Витовтом увековечивания памяти в монументе 1000-летия Руси, установленного в Новгороде в XIX столетии.

Ольгерд в рыцарском шлеме на памятнике в Новгороде

Ольгерд в рыцарском шлеме на памятнике в Новгороде

Почему же в большей части современной российской исторической литературы Ольгерда называют язычником и врагом православия?

«Виленские мученики» — это подтасовка событий?

Время рассказать о таинственной истории о «виленских мучениках», канонизированных православной церковью. По официальной истории в 40-х годах 14 века в Вильно князь Ольгерд настолько невзлюбил христианство, что казнил трех своих придворных, ныне известных как Антоний, Евстафий и Иоанн, только за то, что они были праведными христианами. Польская историография вообще утверждает, что вся легенда о » виленских мучениках» не что иное, как полностью сфабрикованная история, созданная во времена Ивана IV для пропаганды войны с Великим Княжеством Литовским.

Икона Виленские мученики

Икона Виленские мученики

В этой истории очень много непонятного. Самое главное, с чего бы Ольгерду, будучи уже лет 20 как крещенному и имевшему к тому времени пять крещенных по православному обычаю детей: Андрея, Агриппину,Федора, Дмитрия, Владимира, кого-либо жестко наказывать за веру. Конечно, Ольгерд не был образцом праведного христианина, однако, по свидетельствам хроник, и Пасху праздновал, и частенько беседовал с церковными иерархами.

Не было ни одного известного случая, чтобы Ольгерд хоть где-то притеснял православную веру, наоборот, великий князь Литовский значится как основатель минимум полутора десятков церквей и монастырей на территории ВКЛ. Две его жены тоже считались защитницами православия, дарили богатые дары православным обителям, и делалось все это с согласия мужа.

Заговор 1347 года в Вильно и оговор Ольгерда в Константинополе

Так что случилось в 1347 году в Вильне, что Ольгерда московские летописи начали величать язычником и убийцей православных. А ведь как раз в эти годы начинается затяжной конфликт Ольгерда с великим князем Московским Семеном Гордым. Пока была жива первая жена Семена Гордого, дочь великого князя Литовского Гедимина — Анастасия, отношения между двумя княжествами были терпимыми. Потом стало нарастать напряжение, у обоих правителей были абсолютно различные взгляды на территории восточнее Полоцка и Смоленска.

Симеон Гордый планировал убийство Ольгерда

Симеон Гордый планировал убийство Ольгерда

К тому же у Москвы был мощный союзник Орда, а у Ольгерда большие проблемы с надоедливыми тевтонскими рыцарями, для защиты от которых приходилось держать на западной границе, вблизи мощных замков: в Лиде, Новогрудке, Гродно, Троках значительные конные дружины.

По большому счету, популярный к тому времени среди удельных князей Ольгерд, мешал своими усилиями, создать мощное централизованное государство всем соседям: тевтонцам, полякам, татарам и конечно московскому князю. Поэтому к Ольгерду периодически посылали убийц и устраивали многочисленные засады, во время его походов по стране. Так, что убитые придворные, причисленные к рангу святых мучеников, скорее всего, были участниками одного из таких заговоров. Ведь известно, что они были довольно близки к Ольгерду, так как они вместе пировали, мылись в бане, вместе охотились на туров в Налибокской Пуще. Даже длительное заточение Антония и Иоанна, в миру известных как Круглец и Кумец, свидетельствовало о том, что Ольгерд, что то выжидал, возможно более точных подтверждений их вины, мало того один раз придворных заговорщиков даже оправдали, но позже опять засадили за решетку.

И то, что после смерти Ольгерд разрешил христианской православной общине не просто захоронить их тела в городе, но и построить на месте их казни христианскую церковь, не вяжется с повелением язычника, выпадающего в жуткий гнев при виде православных.

С Нежило, который стал Евстафием, вообще непонятно. В первых хрониках значится, что его привезли в Вильно православные сыновья Ольгерда, с охоты всего поломанного и истерзанного. До сих пор в церковных сочинениях пишется о каких-то жутких пытках со снятием кожи и переломами рук, ног. Но такие повреждения могли случится и при встрече с диким зверем: медведем или болотным леопардом. И то, что Нежило был обледеневший и окоченевший, свидетельствует о том, что после нападения дикого зверя его долго не могли найти.

На охоте в Налибокской пуще могло случится всякое

На охоте в Налибокской пуще могло случится всякое

Вот так и вышло, что заговор и несчастный случай на охоте послужил созданию легенды о православных мучениках, которую поначалу разыграл в свою пользу московский митрополит Феогност, который хотел подмять под себя православные монастыри Литвы, а затем и Константинопольский патриарх Филофей. При митрополите Макарии «виленские святые» получили полноценное признание в Московском государстве и стали одним из поводов агрессии Московского царства против Великого княжества Литовского во времена Ивана Грозного.

Реконструкция Свято-Воскресенского храма в Витебске, построенного Ольгердом

Реконструкция Свято-Воскресенского храма в Витебске, построенного Ольгердом

Эта идеология была востребована все годы противостояния Московского государства и Великого княжества Литовского, поэтому образ «виленских святых» стал символом московской экспансии на Запад, а князь Ольгерд, многое сделавший для христианства и замешанный в убийстве гораздо меньшего числа православных, чем святые Александр Невский и Дмитрий Донской, стал язычником и убийцей.

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники