Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа – это то, что первоначально с января 1940 года вся оборона этого участка выстраивалась очень правильно. Очень грамотно подбирались воинские части, входящие в состав армии, существовал особый командирский отбор. Видно была огромная штабная работа, которая скрупулезно выстраивала мощную эшелонированную оборону на опасном направлении.
Артиллерия — главный козырь обороны
Большая роль отводилась артиллерии. И еще в феврале 1941 года это понимало и руководство РККА и НКВД. На совместном заседании комсостава РККА и НКВД 4-ой Армии РККА и Брестского областного управления НКВД, которое проводил начальник оперативного управления Генерального штаба РККА, генерал-лейтенант Николай Ватутин отмечалось, что сильная артиллерийская составляющая 4-ой армии РККА и мощный укрепленный район создает условия сдерживания любого агрессора.
На этом же совещании он похвалил отличную идею размещения одного артиллерийского дивизиона в форту «Граф Берг», где одна батарея, на подготовленных огневых позициях могла держать под своим контролем железную дорогу и стратегический мост. Ватутин призвал руководство армией разгрузить Брест от двух артиллерийских полков. Артиллерийский полк 22-ой танковой дивизии предлагалось вывести в район деревни Ямно, находящейся в 8 километров восточнее Бреста, где находились подходящие постройки неиспользуемой усадьбы для размещения артиллерийского полка.
При таком размещении семьи командного состава оставались в Бресте и пригородах, но это не было такой уж серьезной проблемой. Неподалеку от Ямно находились артиллерийские позиции еще времен 1939 года. С них артиллерия корпуса Гудериана обстреливала крепость и мосты через Западный Буг. Один из артиллерийских полков корпусного подчинения предлагалось расквартировать в лесном массиве севернее Бреста, где находились брошенные в 1939 году казармы и штаб польского резервного полка.
Ценность этой позиции была в том, что тяжелые пушки легко накрывали военный аэродром Малашевичи, где к началу 1941 года находилась немецкая бомбардировочная эскадра. О том, что немцы полевой артиллерией накрывали приграничные аэродромы известно всем историкам авиации. Но оказывается, такую возможность рассматривали на полном серьезе и в Генеральном штабе Красной Армии. Как немцам были известны все воинские объекты и аэродромы бывшей Польской Республики, находящиеся на территории западных областей БССР, так разведка Красной Армии отлично знала все характеристики военных объектов, которые остались на территории генерал-губернаторства.
Немецкие танки и самолеты под прицелом дальнобойных пушек РККА
В Бресте до 1939 года был штаб польского военного округа и в радиусе 50-70 километров город окружали военные городки, аэродромы, складские комплексы, в основном возведенные в 1933-1938 годах. Аэропорт Малашевичи считался стратегическим, он имел улучшенную взлетно-посадочную полосу, поэтому до 1939 года здесь базировались лучшие самолеты Польских ВВС, средние бомбардировщики «Лось», а при немцах бомбардировщики и штурмовики.
Причем по свидетельству очевидца, офицера немецкой разведки Валентина Мацкевича, в 20-ые числа июня 1941 года, количество самолетов превышало более 200 и они стояли, цепляясь крыльями. Зенитными средствами аэродром был обеспечен полностью, однако против снарядов дальнобойных орудий он был беззащитен.
По тому же докладу Ватутина предлагалось в Бресте оставить лишь одну стрелковую дивизию, а вторую вывести в район Жабинки, где можно было разместиться на полигоне польской пограничной стражи, который в 1940 году под себя подобрал НКВД БССР во главе с всесильным Лаврентием Цанавой для строительства специального объекта.
Танковую дивизию предлагалось перевести из южного военного городка в казармы имени Ю. Пилсудского, которые находились на северной окраине Бреста. Они тоже попадали под огонь артиллерии, но зато вывести дивизию в район сосредоточения становилось возможным, не пересекая по мостам речку Мухавец. Командирам и их семьям пришлось бы потесниться, но в целом размещение дивизии продолжало быть достаточно комфортным для бойцов и оптимальным для техники.
Танковый батальон для защиты Брестской крепости
К тому же легкие танки дивизии способны были выйти в течение 15 минут в район крепости или в район стратегического железнодорожного моста. Самолеты 10-ой смешанной авиационной дивизии предлагалось немедленно рассредоточить на полевых аэродромах в 80-100 километров от государственной границы. Для повседневной охраны предлагалось в Кобринском районе оставить одну эскадрилью истребительную и две эскадрильи, подчиненные штабам 28-го и 14-го механизированного корпуса. На их вооружении были самолеты Р-5 способные только для демонстрации и разведки на своей территории.
Самое удивительное, что произошло после этого совещания, которое проводил Николай Ватутин перед всеми командирами батальонного уровня армии и выше, что по его итогам не было сделано ничего, то есть совсем ничего. Когда после войны об этом расспрашивали наиболее информированного генерал-полковника Попова, который в 1941 году был командиром 28-го корпуса, он говорил, что в марте уже были подготовлены все распоряжения, по передислокации, но потом их все завернули.
И это происходило не по инициативе штаба округа, а непосредственно из Москвы. В любом случае нам остается только моделировать, каким бы оказались боевые действия 22-го июня 1941 года, если бы в крепости не было такой скученности, а дальнобойная артиллерия накрыла бомбардировщики и пикирующие бомбардировщики в Малашевичах. Если бы стратегический железнодорожный мост был бы при его захвате накрыт плотным артиллерийским огнем, а советские танки появились на северо-восточной окраине крепости уже в 4.30 утра…
Читайте также
- Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия
- Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина
- Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)
- Брест-1941 Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева ( 1 часть )
- Брест-1941. Запасной рубеж Брестского гарнизона