Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брест 1941 Самый охраняемый пограничный мост Советского Союза
Мост был необходим врагу для успешного наступления

Брест 1941 Самый охраняемый пограничный мост Советского Союза

В Бресте 60-ый полк НКВД по охране  железнодорожных сооружений расквартирован был с максимальным комфортом.

Штаб в здании жандармского управления и трофейная мотодрезина

Под штаб был обустроен кирпичный двухэтажный особняк, построенный до революции для жандармского полицейского управления железной дороги.  Это здание было удобно тем, что к нему одновременно можно подъехать на автомобильном и на железнодорожном транспорте. Оно находилось на, так называемом, станционном острове. Железнодорожные пути были удобны тем, что от польской армии частям НКВД досталась бронированная мотодрезина Zuk. Это тип бензиновых мотодрезин, закупленных Польшей в Чехословакии, до 1939 года составлял основу польских железнодорожных войск.

Бронированная дрезина типа Zuk

Бронированная дрезина типа Zuk

В сентябре 1939 года войска Гудериана захватили в Бресте шесть таких бронированных агрегатов. Но один был с неисправным двигателем , он и достался советским войскам как трофей. К декабрю 1939 года мотодрезину починили в железнодорожных мастерских, и она стала личным рельсовым транспортом  командира полка подполковника Филиппова. По решению партийного бюро части ей присвоили имя «Сергей Лазо», а в документах она проходила под  шифром СЛ-01.

Собственный железнодорожный транспорт, развивающий скорость 45 километров в час и проходящий на одной заправке более 700 километров, был незаменимым вариантом для командования полка НКВД. Её использовали для служебных поездок, а также для инспекционных проверок гарнизонов железнодорожных мостов. Экипаж в три человека, противопульное бронирование и два пулемета wz.25 Hotchkiss делали из мотодрезины серьезную боевую единицу, которой были доступны и оперативные задачи. Именно с её помощью в марте 1941 года была уничтожена в Лунинецком районе, совместно с районным истребительным отрядом, банда, нападавшая на эшелоны с ценными грузами.

Взорванный брестский мост в 1915 году

Взорванный брестский мост в 1915 году

Но был у дрезины и недостаток: она, так же как и трофейный бронепоезд  БеПе № 60 была ограничена территорией европейской колеи. Поэтому её можно было использовать только в границах Брест-Литовской железной дороги.

Главный объект охраны Брестской области

Казармы полка находились в, так называемом, Интендантском военном городке, располагавшимся вплотную к  железнодорожной ветке Брест-Ковель, там же была размещена и часть складов. Оружейный склад находился в отдельном здании станционного пакгауза с толстыми стенами, примерно в полукилометре от железнодорожного вокзала. Лишь с началом боевых действий выяснится, что такой вариант размещения складов был преступный и ошибочный.

Командиры полка жили в нескольких минутах ходьбы от штаба в многоквартирных домах польских железнодорожников, которые компактно стояли возле самых путей.  Некоторые польские специалисты оставались жить в ведомственных квартирах, но часть железнодорожников была репрессирована, а часть направлена на работу в другие регионы Советского Союза.

Брестский пограничный мост в 1940 году

Брестский пограничный мост в 1940 году

Самым главным объектом охраны был пограничный железнодорожный мост через реку Западный Буг, построенный в начале XX века. И взорванный первоначально русскими а потом и немецкими войсками во  время Первой мировой войны. В 20-ые годы ХХ века мост был восстановлен польскими строителями. Он представлял собой сооружение длиною 303 метра. Это был однопутный мост с двумя железобетонными и четырьмя металлическими секциями.

Во время  своего посещения Бреста в июле 1940 года заместитель наркома НКВД СССР Игорь Масленников на совещании с командирами внутренних  и пограничных войск подчеркивал, что этот мост самый главный стратегический объект Брестской области, и его охрана должна быть особо безупречной. Он же и предложил подполковнику Филиппову и командиру Брестского пограничного отряда майору Кузнецову выработать общий план обороны пограничного моста.

Мост охраняли совместно с пограничниками

Мост охраняли совместно с пограничниками

Самый охраняемый мост Советского Союза

К лету 1941 года Брестский пограничный железнодорожный мост был самым охраняемым мостом Советского Союза. Его охранял гарнизон из трех постов по 12 человек каждый, два станковых пулемета, 3 ручных пулемета. Кроме того охрану моста нес караул пограничных войск НКВД в составе 16 человек с двумя ручными пулеметами. В расположении гарнизона охраны моста постоянно находились два командира войск НКВД.

Мост был необходим врагу для успешного наступления

Мост был необходим врагу для успешного наступления

Кроме этого в здании польской путевой стражи в 200-х метрах от моста постоянно дежурила группа усиления, состоящая из взвода маневренной пограничной группы с тремя ручными пулеметами, тремя снайперскими винтовками и несколькими  автоматическими винтовками.  В бывшем  форте «Берг», примыкавшему к железной дороге, располагались артиллеристы 2 дивизиона 131-го артиллерийского полка. Они по тревоге могли помочь в обороне гарнизону моста огневой поддержкой и выслать в помощь бойцам НКВД дежурный взвод с ручным пулеметом. Кроме того с  марта 1941 года при помощи катера пограничной службы мост был заминирован, и в гарнизон включили несколько сержантов-саперов.

По всем инспекторским докладам охрана железнодорожного моста считалась надежной и не требующей дополнительного усиления. Командир гарнизона имел четкие инструкции, которые расписывали действия гарнизона при любом возможном развитии событий. Но к ночи на 22 июня 1941 года гарнизон моста был ослаблен распоряжениями из Минска и странными действиями областного  управления НКВД Бреста, но об этом уже в продолжении темы.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники