Почему-то считается, что 22 июня 1941 года Брест полностью остался без авиационного прикрытия с самого начала военных действий. Многочисленные публикации убеждают нас, что неожиданный налет Люфтваффе на основные пограничные аэродромы Западного особого военного округа в первый час уничтожили самолеты еще на земле. А тяжелые тихоходные бомбардировщики ВВС РККА с дальних аэродромов ничего не могли предпринять, и фашистские асы сбивали их, развлекаясь чуть ли не десятками за вылет.
Очень уважаемые источники утверждают, что аэродромы, на которых базировались самолеты, находились в 5-20 километрах от государственной границы, и их лихо утюжили тяжелые орудия, а потом и танки Гудериана. А также навязывается мнение, что летчики РККА в первый день войны практически никого не сбили, полностью потеряв свой авиационный парк, что доказывается многочисленными простынями, написанными и напечатанными старательными армейскими писарями.
Брест — прикрывался 123 истребительным авиационным полком
Брест, как и всю четвертую армию, прикрывала 10-я смешанная авиационная дивизия полковника Николая Белова. Авиадивизия базировалась на старых польских аэродромах в Пинске (Жабчицы), Кобрин (Именин), Пружаны. Имелось еще 17 небольших посадочных площадок в приграничных районах области. Основной военный аэродром Бреста — Малашевичи находился западнее города и поэтому после раздела достался немцам. В областном центре имелась небольшая взлетная полоса с ангаром «Адамково», которая использовалась до 1939 года почтовой службой и аэроклубами Польской республики. Командир 10-й смешанной авиадивизии именно здесь держал дежурное звено истребителей И-16 или И-153 для перехвата самолётов-разведчиков.
Поступок или проступок капитана Савченко
Это дежурное звено подбило 20 июня 1941 года немецкий тяжёлый истребитель Ме-110, который, на попытку посадить его на советскую территорию, огрызнулся длинной пулеметной очередью. Несмотря на то, что летчики с утра до вечера проходили накачку политруков: не поддаваться на провокации — капитан Савченко, в самолет которого угодило несколько пуль, решил, что его терпение не безгранично.
И тотчас же две авиационные пушки пустили вдогонку немецкому летчику несколько 20-миллиметровых осколочно-зажигательных приветов, которые нашли цель. Немецкий мессер задымил и начал снижаться, пытаясь дотянуть до русла Западного Буга, за которым начиналась Германия. Преследовать на чужой территории сбитого немца звено Савченко не стало, но визуально был виден яркий взрыв в километрах 4-5 от границы.
Такая несвойственная советским летчикам решимость была обусловлена телефонограммой, переданной начальником штаба ВВС Западного особого военного округа полковником Худяковым утром 20 июня 1941 года. В ней было сказано о необходимости приведения всех частей в боевую готовность, об отмене отпусков и выходных. Командиру дивизии предписывалось в суточный срок подготовить укрытия для самолетов вблизи аэродромов, отрыть щели для личного состава авиационных полков. Перевести на полевые аэродромы самолеты 74-го штурмового полка. А также совместно с генерал-майором Нефедовым (командиром Кобринского бригадного района ПВО) обеспечить зенитное прикрытие основных аэродромов дивизии.
Но в 16 часов 21 июня 1941 года боевая готовность отменяется, а от командира авиадивизии ждут объяснений о поступке капитана Савченко. Его предписывается отстранить от полетов до прибытия из Минска уполномоченного особого отдела НКВД Западного особого военного округа. А главное поручение от командования командиру 10-й авиационной смешанной дивизии, подготовить шефский номер самодеятельности на областной смотр, который 22 июня 1941 года открывался в Бресте.
Полковник Белов, пользуясь отсутствием дивизионного особиста Леонова, не стал снимать Савченко с боевого дежурства, но в полки ушла телефонограмма, еще раз напоминающая о запрете на применение оружия против немецких самолётов. Непонятно, чем руководствовался командир дивизии, но он не стал передавать отмену боевой готовности до понедельника 23 июня 1941 года.
Последний мирный вечер и первый сбитый самолет
Вечером 21 июня после доклада авиационной разведки полковник Белов пытался дозвониться в Минск, но ни командующего ВВС, ни начальника штаба на своих местах уже не было, и дежурный посоветовал звонить в понедельник.
В два часа ночи командир 10-й смешанной авиадивизии объявляет боевую тревогу посредством телефонной и радиосвязи. Во время разговора с 74-м штурмовым полком была потеряна связь, и туда на самолете По-2 отбывает начальник штаба авиадивизии полковник Бондаренко, который в три часа объявляет боевую тревогу.
В 3.30 над пружанским аэродромом появляется одиночный бомбардировщик «Ю-88», выполняющий разведывательный полет. На перехват вылетело звено И-153 лейтенанта Молчанова. Обычно истребители сопровождали самолеты-нарушители до государственной границы, но, подлетая к Бресту, летчики увидели зарево над крепостью и военными городками. Немецкий разведчик был сразу обстрелян из пулеметов и задымился, и в 4.05 самолет рухнул на территорию там, где сейчас находится КПП «Варшавский мост».
Дежурное звено капитана Савченко было в воздухе, когда маленькая взлетная полоса в «Адамково» была обстреляна реактивными минометами. Капитану Савченко и его ведомым предстояло сделать то, за что их собирались через сутки арестовать. Дежурное звено, прикрывавшее Брест в мирное время, за свой первый бой уничтожило два бомбардировщика Хе-111 и один истребитель Ме-109. И это было только начало. Капитан Савченко — один из забытых героев первых дней войны. Он за 22-23 июня сбил 9 (девять!!!) боевых самолетов противника в небе над Брестом, Кобрином и Пинском. И среди уничтоженных были не только медленные бомбардировщики, но и самые современные истребители Ме-109(F).
Забытые герои 1941 года
Надо понимать, что основной боевой машиной 123-го истребительного полка, прикрывавшего Брест в первые часы войны, был устаревший И-153 «Чайка», который проигрывал по показателям скорости и маневренности немецким самолетам вчистую. Но и в таких условиях они создавали большие проблемы ассам «люфтваффе».
Кавалер ордена Рыцарского креста Ф. Шиесс (Schiess), в начале войны на Восточном фронте – лётчик штабного звена эскадры JG-53, вспоминал о воздушном бое в первые часы войны в районе Бреста: «Мы повстречались с группой из двадцати истребителей «Кертисс» (принятое в Люфтваффе обозначение бипланов И-153), лётчики которых отлично представляли, что нужно делать. Они стали пытаться зайти нам в хвост и смогли занять выгодное положение для открытия огня. Русские быстро разворачивались на 180 градусов и выходили нам в лоб. В таком бою победу мог одержать лишь большой везунчик…»
Капитан Савченко после гибели командира полка смог увести 18 уцелевших машин на аэродром Пинск, единственный аэродром, прикрытый средствами ПВО — батареей зенитных орудий противоздушного дивизиона Пинской военной флотилии, а затем и в Бобруйск. В окрестностях Бобруйска он героически погиб при авиационной штурмовке механизированной колонны противника.
Читайте также
- Брест 1941. Забытый подвиг военных строителей.
- Беспощадные конвоиры Брестской крепости
- Брест 1941. Необходимое послесловие (1 часть)
- Последний бой командира Черного корпуса