Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Горящие «Юнкерсы» над Брестской крепостью
Воздушные бои шли с первым минут войны

Горящие «Юнкерсы» над Брестской крепостью

Почему-то считается, что 22 июня 1941 года Брест полностью остался без авиационного прикрытия с самого начала военных действий. Многочисленные публикации убеждают нас, что неожиданный налет Люфтваффе на основные пограничные аэродромы Западного особого военного округа в первый час уничтожили самолеты еще на земле. А тяжелые тихоходные бомбардировщики ВВС РККА с дальних аэродромов ничего не могли предпринять, и фашистские асы сбивали их, развлекаясь чуть ли не десятками за вылет.

Очень уважаемые источники утверждают, что аэродромы, на которых базировались самолеты, находились в 5-20 километрах от государственной границы, и их лихо утюжили тяжелые орудия, а потом и танки Гудериана. А также навязывается мнение, что летчики РККА в первый день войны практически никого не сбили, полностью потеряв свой авиационный парк, что доказывается многочисленными простынями, написанными и напечатанными старательными армейскими писарями.

Формально 10 авиадивизия была готова прикрывать Брест

Формально 10 авиадивизия была готова прикрывать Брест

Брест — прикрывался 123 истребительным авиационным полком

Брест, как и всю четвертую армию, прикрывала 10-я смешанная авиационная дивизия полковника Николая Белова. Авиадивизия базировалась на старых польских аэродромах в Пинске (Жабчицы), Кобрин (Именин), Пружаны. Имелось еще 17 небольших посадочных площадок в приграничных районах области. Основной военный аэродром Бреста — Малашевичи находился западнее города и поэтому после раздела достался немцам. В областном центре имелась небольшая взлетная полоса с ангаром «Адамково», которая использовалась до 1939 года почтовой службой и аэроклубами Польской республики. Командир 10-й смешанной авиадивизии именно здесь держал дежурное звено истребителей И-16 или И-153 для перехвата самолётов-разведчиков.

Основная машина истребительного полка И-153 Чайка

Основная машина истребительного полка И-153 Чайка

Поступок или проступок капитана Савченко

Это дежурное звено подбило 20 июня 1941 года немецкий тяжёлый истребитель Ме-110, который, на попытку посадить его на советскую территорию, огрызнулся длинной пулеметной очередью. Несмотря на то, что летчики с утра до вечера проходили накачку политруков: не поддаваться на провокации — капитан Савченко, в самолет которого угодило несколько пуль, решил, что его терпение не безгранично.

И тотчас же две авиационные пушки пустили вдогонку немецкому летчику несколько 20-миллиметровых осколочно-зажигательных приветов, которые нашли цель. Немецкий мессер задымил и начал снижаться, пытаясь дотянуть до русла Западного Буга, за которым начиналась Германия. Преследовать на чужой территории сбитого немца звено Савченко не стало, но визуально был виден яркий взрыв в километрах 4-5 от границы.

Такая несвойственная советским летчикам решимость была обусловлена телефонограммой, переданной начальником штаба ВВС Западного особого военного округа полковником Худяковым утром 20 июня 1941 года. В ней было сказано о необходимости приведения всех частей в боевую готовность, об отмене отпусков и выходных. Командиру дивизии предписывалось в суточный срок подготовить укрытия для самолетов вблизи аэродромов, отрыть щели для личного состава авиационных полков. Перевести на полевые аэродромы самолеты 74-го штурмового полка. А также совместно с генерал-майором Нефедовым (командиром Кобринского бригадного района ПВО) обеспечить зенитное прикрытие основных аэродромов дивизии.

В разведывательных полетах немцы проводили тщательную аэрофотосъемку

В разведывательных полетах немцы проводили тщательную аэрофотосъемку

Но в 16 часов 21 июня 1941 года боевая готовность отменяется, а от командира авиадивизии ждут объяснений о поступке капитана Савченко. Его предписывается отстранить от полетов до прибытия из Минска уполномоченного особого отдела НКВД Западного особого военного округа. А главное поручение от командования командиру 10-й авиационной смешанной дивизии, подготовить шефский номер самодеятельности на областной смотр, который 22 июня 1941 года открывался в Бресте.

Полковник Белов, пользуясь отсутствием дивизионного особиста Леонова, не стал снимать Савченко с боевого дежурства, но в полки ушла телефонограмма, еще раз напоминающая о запрете на применение оружия против немецких самолётов. Непонятно, чем руководствовался командир дивизии, но он не стал передавать отмену боевой готовности до понедельника 23 июня 1941 года.

Последний мирный вечер и первый сбитый самолет

Вечером 21 июня после доклада авиационной разведки полковник Белов пытался дозвониться в Минск, но ни командующего ВВС, ни начальника штаба на своих местах уже не было, и дежурный посоветовал звонить в понедельник.

В два часа ночи командир 10-й смешанной авиадивизии объявляет боевую тревогу посредством телефонной и радиосвязи. Во время разговора с 74-м штурмовым полком была потеряна связь, и туда на самолете По-2 отбывает начальник штаба авиадивизии полковник Бондаренко, который в три часа объявляет боевую тревогу.

Борис Сурин - командир истребительного полка прикрывавшего Брест

Борис Сурин — командир истребительного полка прикрывавшего Брест

В 3.30 над пружанским аэродромом появляется одиночный бомбардировщик «Ю-88», выполняющий разведывательный полет. На перехват вылетело звено И-153 лейтенанта Молчанова. Обычно истребители сопровождали самолеты-нарушители до государственной границы, но, подлетая к Бресту, летчики увидели зарево над крепостью и военными городками. Немецкий разведчик был сразу обстрелян из пулеметов и задымился, и в 4.05 самолет рухнул на территорию там, где сейчас находится КПП «Варшавский мост».

Дежурное звено капитана Савченко было в воздухе, когда маленькая взлетная полоса в «Адамково» была обстреляна реактивными минометами. Капитану Савченко и его ведомым предстояло сделать то, за что их собирались через сутки арестовать. Дежурное звено, прикрывавшее Брест в мирное время, за свой первый бой уничтожило два бомбардировщика Хе-111 и один истребитель Ме-109. И это было только начало. Капитан Савченко — один из забытых героев первых дней войны. Он за 22-23 июня сбил 9 (девять!!!) боевых самолетов противника в небе над Брестом, Кобрином и Пинском. И среди уничтоженных были не только медленные бомбардировщики, но и самые современные истребители Ме-109(F).

Воздушные бои шли с первым минут войны

Воздушные бои шли с первым минут войны

Забытые герои 1941 года

Надо понимать, что основной боевой машиной 123-го истребительного полка, прикрывавшего Брест в первые часы войны, был устаревший И-153 «Чайка», который проигрывал по показателям скорости и маневренности немецким самолетам вчистую. Но и в таких условиях они создавали большие проблемы ассам «люфтваффе».

Кавалер ордена Рыцарского креста Ф. Шиесс (Schiess), в начале войны на Восточном фронте – лётчик штабного звена эскадры JG-53, вспоминал о воздушном бое в первые часы войны в районе Бреста: «Мы повстречались с группой из двадцати истребителей «Кертисс» (принятое в Люфтваффе обозначение бипланов И-153), лётчики которых отлично представляли, что нужно делать. Они стали пытаться зайти нам в хвост и смогли занять выгодное положение для открытия огня. Русские быстро разворачивались на 180 градусов и выходили нам в лоб. В таком бою победу мог одержать лишь большой везунчик…»

На аэродромах была уничтожена только часть машин

На аэродромах была уничтожена только часть машин

Капитан Савченко после гибели командира полка смог увести 18 уцелевших машин на аэродром Пинск, единственный аэродром, прикрытый средствами ПВО — батареей зенитных орудий противоздушного дивизиона Пинской военной флотилии, а затем и в Бобруйск. В окрестностях Бобруйска он героически погиб при авиационной штурмовке механизированной колонны противника.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники