Выберите язык: Russian English German French Polish Chinese (Simplified)
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Судьбы некоторых рабынь были удивительны

Закат славянской работорговли

Быть рабом в средние века в отличие от античности было грязным и неблагодарным делом. В начале второго тысячелетия многие славянские вожди сами предлагали девушек и юношей для продажи в Византию и Волжскую Булгарию, которые против этого не сильно возражали.

Упадок работорговли на славянских землях

В далекие времена во многих странах рабы воспринимались скорее как наемные рабочие, которые получали награду за свой труд и имели возможность подняться по социальной лестнице. Некоторые даже возвращались разбогатевшими в родные места на зависть одноплеменникам. Хотя, скорее всего, такие возвращения были тонким маркетинговым ходом со стороны хитрых работорговцев.

После кризиса в Византии и разорения Волжской Булгарии рынок работорговли значительно схлопнулся, но рабов меньше не становилось. В созданном Великом Княжестве Литовском рабы перешли в категорию челядинцев. Малое количество плодородной земли не позволило местным землевладельцам посадить челядь на землю.

Крушение Византии сделало торговлю рабами неприбыльной

Крушение Византии сделало торговлю рабами неприбыльной

Челядинцы пытались прокормиться ремеслами, но нахлынувшие в XIV веке в города ВКЛ опытные ремесленники из европейских стран выпускали продукцию более качественную. Небогатые бояре, живущие на границах с русскими, польскими княжествами и орденскими землями, использовали челядников, в роли летучих отрядов, которые занимались всякими темными делами.

Бесправные челядники Великого княжества Литовского

Нравы тогда царили патриархальные. Вот что писал о том времени белорусский классик Владимир Короткевич:  … «добрых старых времен», когда паны вместе с холопами собирались в одном зале и сидели у огня. Пани и челядинки пряли, пан играл с хлопцами в «двенадцать пальцев» или в кости. Ах, идилличные старые времена! Правда, тот самый пан мог, когда замерзнут в засаде ноги, мог отогревать их во внутренностях холопа, которому накануне проиграл в кости, но ведь это мелочи, на это обращают внимание только сентиментальные хлюпики…».

Боярин ВКЛ должен был только следить, чтобы его челядники не сбежали в пущи, организовав разбойные шайки. В остальном никакой ответственности за них не нёс. Существовало несколько основных источников рабства в средневековом государстве.

На границы отряды челядников защищали от банд

На границы отряды челядников защищали от банд

Рабами становились потомки рабов, обращались в рабы лица, совершающие государственные и религиозные преступления. Лица, вступившие в церковный брак с челядниками, сами лишались свободного сословия. Ну и самый мощный поток — это захваченные в военных походах жители других государств.

Начиная с XVI века челядниками могли становиться только воины других государств, оказывающих вооруженное сопротивление. Захваченные в плен мирные жители и воинские люди, добровольно сдавшиеся во время военных действий, получали землю в восточных воеводствах ВКЛ и освобождались на пять лет от всех податей.

Это было связано с тем, что после Ливонской войны восточные воеводства опустели и малые города и деревни, не защищенные оборонительными сооружениями, нуждались в заселении народом, умеющим защищать своё имущество если не от регулярных московских войск, то от мелких банд казаков и татар.

Поставщиками девушек стали крымские татары

Поставщиками девушек стали крымские татары

Последние работорговцы Восточной Европы

Не все жители Великого Княжества Литовского могли держать у себя невольников. Евреям и мусульманам нельзя было порабощать христиан. Это касалось православных, католиков и униатов. Всем государственным служащим, старостам и каштелянам, выделялись казенные суммы для богоугодного выкупа всех тех, кто исповедовал учение Христа.

Но для людей знающих продолжал действовать, с молчаливого согласия властей Витебского воеводства, «черный рынок» продажи людей в местечке Копысь, славного своими изразцами. Здесь были нехристианские купцы, которые одновременно занимались легальными поставками местных изразцов в Европу, отправляя с караванами в Италию по заказу красивых девушек и детей.

Поставки в восточные гаремы шли через Италию

Поставки в восточные гаремы шли через Италию

Их поставляли посредники с территории Московии и южных земель, находившихся под номинальным контролем Польши. Периодически великокняжеские вижи (мелкий судебный чин в ВКЛ, занимающийся дознанием и предварительным следствием) приезжали в Копысь. Но хлебосольство местных торговцев живым товаром ни разу не дало довести расследуемое дело до конца.

Дело тронулось с точки, когда в Копысе в начале XVII века продали в Далмацию нескольких монахинь из женского монастыря на Черниговщине, разграбленного крымскими татарами. К тому времени Копысь уже был магнатским местечком Радзивиллов, которых государственные чиновники старались не трогать. А шляхтич Петр Дубина, пытавшийся найти след своей пропавшей младшей сестры, был избит разбойными людьми.

Но Петр обратился за помощью к великому хорунжему Литовскому Николаю Пию Сапеге, по прозвищу «Набожный», который представлял не менее могучий магнатский род, чем Радзивиллы. Тот прискакал в Копысь с возным(следователь ВКЛ) Мартином Шереметом и копным судьей Глебничем(прокурор) и эскортом в полсотни витебских гусар.

За три дня учинили жестокое следствие. Было повешено одиннадцать еврейских купцов и арендаторов, замешанных в торговле. Взяты под стражу и отправлены в Новогрудок комендант замка Копысь, оружейный мастер замка и почему-то мерник повета (районный землемер). По всей видимости, они получали свои выгоды от торговли христианками. Управляющий местечком Копысь сбежал, нашли его только через два года в окрестностях Могилева.

Судьбы некоторых рабынь были удивительны

Судьбы некоторых рабынь были удивительны

Из тайного схрона было освобождено 15 девушек возрастом от 13 до 17 лет, но сестры шляхтича Петра не нашли. У  неё была удивительная судьба, схожая с сериалом про тайны гарема. Было конфисковано золото и серебро на сумму 45 000 дукатов. Часть этой суммы пошло в государственную казну, а частично Николай Пий Сапега пожертвовал окрестным монастырям. Такой был последний всплеск долгой истории работорговли на землях современной Беларуси.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

Share on vk
VK
Share on facebook
FB
Share on odnoklassniki
OK
Share on twitter
Twitter
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on skype
Skype
Share on email
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники