Быть рабом в средние века в отличие от античности было грязным и неблагодарным делом. В начале второго тысячелетия многие славянские вожди сами предлагали девушек и юношей для продажи в Византию и Волжскую Булгарию, которые против этого не сильно возражали.
Упадок работорговли на славянских землях
В далекие времена во многих странах рабы воспринимались скорее как наемные рабочие, которые получали награду за свой труд и имели возможность подняться по социальной лестнице. Некоторые даже возвращались разбогатевшими в родные места на зависть одноплеменникам. Хотя, скорее всего, такие возвращения были тонким маркетинговым ходом со стороны хитрых работорговцев.
После кризиса в Византии и разорения Волжской Булгарии рынок работорговли значительно схлопнулся, но рабов меньше не становилось. В созданном Великом Княжестве Литовском рабы перешли в категорию челядинцев. Малое количество плодородной земли не позволило местным землевладельцам посадить челядь на землю.
Челядинцы пытались прокормиться ремеслами, но нахлынувшие в XIV веке в города ВКЛ опытные ремесленники из европейских стран выпускали продукцию более качественную. Небогатые бояре, живущие на границах с русскими, польскими княжествами и орденскими землями, использовали челядников, в роли летучих отрядов, которые занимались всякими темными делами.
Бесправные челядники Великого княжества Литовского
Нравы тогда царили патриархальные. Вот что писал о том времени белорусский классик Владимир Короткевич: … «добрых старых времен», когда паны вместе с холопами собирались в одном зале и сидели у огня. Пани и челядинки пряли, пан играл с хлопцами в «двенадцать пальцев» или в кости. Ах, идилличные старые времена! Правда, тот самый пан мог, когда замерзнут в засаде ноги, мог отогревать их во внутренностях холопа, которому накануне проиграл в кости, но ведь это мелочи, на это обращают внимание только сентиментальные хлюпики…».
Боярин ВКЛ должен был только следить, чтобы его челядники не сбежали в пущи, организовав разбойные шайки. В остальном никакой ответственности за них не нёс. Существовало несколько основных источников рабства в средневековом государстве.
Рабами становились потомки рабов, обращались в рабы лица, совершающие государственные и религиозные преступления. Лица, вступившие в церковный брак с челядниками, сами лишались свободного сословия. Ну и самый мощный поток — это захваченные в военных походах жители других государств.
Начиная с XVI века челядниками могли становиться только воины других государств, оказывающих вооруженное сопротивление. Захваченные в плен мирные жители и воинские люди, добровольно сдавшиеся во время военных действий, получали землю в восточных воеводствах ВКЛ и освобождались на пять лет от всех податей.
Это было связано с тем, что после Ливонской войны восточные воеводства опустели и малые города и деревни, не защищенные оборонительными сооружениями, нуждались в заселении народом, умеющим защищать своё имущество если не от регулярных московских войск, то от мелких банд казаков и татар.
Последние работорговцы Восточной Европы
Не все жители Великого Княжества Литовского могли держать у себя невольников. Евреям и мусульманам нельзя было порабощать христиан. Это касалось православных, католиков и униатов. Всем государственным служащим, старостам и каштелянам, выделялись казенные суммы для богоугодного выкупа всех тех, кто исповедовал учение Христа.
Но для людей знающих продолжал действовать, с молчаливого согласия властей Витебского воеводства, «черный рынок» продажи людей в местечке Копысь, славного своими изразцами. Здесь были нехристианские купцы, которые одновременно занимались легальными поставками местных изразцов в Европу, отправляя с караванами в Италию по заказу красивых девушек и детей.
Их поставляли посредники с территории Московии и южных земель, находившихся под номинальным контролем Польши. Периодически великокняжеские вижи (мелкий судебный чин в ВКЛ, занимающийся дознанием и предварительным следствием) приезжали в Копысь. Но хлебосольство местных торговцев живым товаром ни разу не дало довести расследуемое дело до конца.
Дело тронулось с точки, когда в Копысе в начале XVII века продали в Далмацию нескольких монахинь из женского монастыря на Черниговщине, разграбленного крымскими татарами. К тому времени Копысь уже был магнатским местечком Радзивиллов, которых государственные чиновники старались не трогать. А шляхтич Петр Дубина, пытавшийся найти след своей пропавшей младшей сестры, был избит разбойными людьми.
Но Петр обратился за помощью к великому хорунжему Литовскому Николаю Пию Сапеге, по прозвищу «Набожный», который представлял не менее могучий магнатский род, чем Радзивиллы. Тот прискакал в Копысь с возным(следователь ВКЛ) Мартином Шереметом и копным судьей Глебничем(прокурор) и эскортом в полсотни витебских гусар.
За три дня учинили жестокое следствие. Было повешено одиннадцать еврейских купцов и арендаторов, замешанных в торговле. Взяты под стражу и отправлены в Новогрудок комендант замка Копысь, оружейный мастер замка и почему-то мерник повета (районный землемер). По всей видимости, они получали свои выгоды от торговли христианками. Управляющий местечком Копысь сбежал, нашли его только через два года в окрестностях Могилева.
Из тайного схрона было освобождено 15 девушек возрастом от 13 до 17 лет, но сестры шляхтича Петра не нашли. У неё была удивительная судьба, схожая с сериалом про тайны гарема. Было конфисковано золото и серебро на сумму 45 000 дукатов. Часть этой суммы пошло в государственную казну, а частично Николай Пий Сапега пожертвовал окрестным монастырям. Такой был последний всплеск долгой истории работорговли на землях современной Беларуси.
Читайте также
- Подземный уровень Брестской крепости
- Туровский князь против Византии
- Славянские невольничьи рынки Полоцкого княжества
- Глупость и предательство Полоцка
- Святополк Окаянный — первый «змагар» Беларуси
- Извилистые пути славянской работорговли