Князь Святополк, прозванный «Окаянным» незаслуженно забыт белорусской историографией а ведь он мог стать одним из символов белорусской государственности на заре тысячелетия.
Туров город викингов возле старинного монастыря
Сейчас в официальной государственной концепции признано, что истоки независимого белорусского государства — это Полоцкое княжество, ведущее независимую, а иногда и враждебную политику по отношению к древнерусским княжествам под управлением киевского князя. Но Туровское княжество тоже постоянно пыталось вырваться из под назойливой опеки киевских князей, несмотря на очень тесные отношения с правящей элитой так называемого древнерусского государства.
Само основание Турова представителем королевской династии Инглингов племянником Бьерна-Морехода легендарным князем Туром ставило этот город в особое положение. Здесь было все для успешного развития того времени: удачное расположение, контролирующее одно от ответвлений пути из варяг в греки, мощную обученную дружину и центр духовной и культурной жизни в землях радимичей и дреговичей — Андреевский монастырь, известный с Х века. Монастырь на берегу Припяти основан был возможно и раньше, так как в Х веке это была крупнейшая православная обитель с большой библиотекой, храмом и особыми договоренностями с варягами, так как его на протяжении более сотни и лет никто не сжигал, о чем свидетельствует недавние археологические раскопки.
Основатель Турова настолько проникся православием, что еще в 978 году до крещения князя Владимира принял христианство вместе со своей семьей и дружиной. И под влиянием своего духовника благочестиво поплыл с малой охраной договариваться в Киев, где и был хладнокровно убит вместе с двумя, сыновьями молодым и хладнокровным Владимиром, будущим святым, а тогда обычным язычником с садистскими наклонностями.
Уцелевший сын легендарного князя Тура
Младший сын Тура, получивший при крещении имя Святополк был оставлен Владимиром в Киеве заложником для возможности иметь законного претендента на Туровский престол. Владимир объявил себя его отцом и отдал на воспитание своим воеводам. В тринадцатилетнем возрасте Святополка с киевскими советниками отправляют в родной Туров, где горожане и местная знать его встречают как законного наследника, а не как сына киевского князя.
В городе оставалась большая часть дружины его отца, которые ему рассказали о его предках и королевской крови. Юноша Святополк под влиянием туровских бояр очень быстро из лояльного к отчиму послушного пасынка становится резким противником киевского влияния на Туров. Слушая опытных в боях советников Святополк понимает, что одному ему не справиться с сильным Киевским княжеством и начинает искать союзников.
Самый приемлемый был союзник — названный брат Изяслав Полоцкий. Их объединяла общая ненависть к отцу — Владимиру Киевскому, да и сами княжества граничили поэтому было бы легко планировать совместные военные действия. Но Изяслав и Святополк друг друга ненавидели с детских лет. К тому же время Туров и Полоцк были соперниками по расширению своих земель и местная элита с подозрениям относилась к любым попыткам стать союзными княжествами. Наиболее могучим соседом, кроме киевского Владимира был польский князь Болеслав Храбрый, с которым у Туровский знати были налаженные торговые отношения, несмотря на постоянные конфликты из-за малых крепостей по Западному Бугу, включая Берестье и Уладово.
Польская принцесса — жена Туровского князя
У Болеслава была дочь на выданье от второго брака — Добронега. Дочь умершей Юдиты Венгерской неуютно было в княжеском дворце после женитьбы отца. Она согласилась переехать в Туров и стать женой Святополка. Добронега была немного старше Туровского князя и после женитьбы быстро его взяла под свой контроль. А сама Добронега была под влиянием своего духовника — епископа из Колобжега Рейнберна, фигурой очень спорной и фанатичной.
Именно он в свое время разрушил помезанские святилища и крестил Балтийское море. С 1013 года прибывший с Добронегой епископ активно занимается крещением местных племен дреговичей и радимичей. На базе двух католических храмов в Турове, построенных для купцов европейцев живущих в городе основал католическое епископство.
Грек Иларион — туровский православный митрополит начинает искать защиту в Киеве и пишет духовнику киевского князя Анастасу Корсунскому о возможности потери Туровской земли для церкви византийского обряда. Князь Владимир и сам был озабочен отсутствием ежегодной дани с Турова в 1200 гривен или 360 килограмм серебра, а тут еще появилось реальная возможность полного отделения богатого пограничного княжества при поддержки польского войска. Владимир вызывает своего пасынка в Киев, где обещает пир в честь князя Святополка его жены Добронеги. Да особенно просит взять с собой мудрого латинянина, польского епископа.
Непонятно, чем слушал Святополк своих бояр, которые рассказывали что ему о трагической судьбе отца. Но он делает ту же ошибку едет прямо в логово киевского князя вместе с супругой и малой дружиной…….
О том что ждало Святополка в Киеве и почему он стал Окаянным в следующей части.
Читайте также
- Извилистые пути славянской работорговли
- Полоцкие телохранители византийского императора
- Забытая столица славянской работорговли
- Менское княжество — государство работорговцев
- Кровавый Могилев — город преданный анафеме
- Православный работорговец (1 часть)