Работорговля на территории древнерусских княжеств в IX-XIII веках развивалась не везде одинаковыми темпами. Если в Киеве и Полоцке она служила основой богатства местных князей, то Смоленск и Туров кормились от транзита «живого товара», а в Чернигове и Пскове никаких невольничьих торгов и значительного транзита не было совсем.
Рабство — как фактор развития государственности
Несомненно, основным толчком развития работорговли послужили этническое и религиозное различия элит древних городов и местного населения. А также торговые пути, проложенные в страны, которые являлись крупнейшими потребителями «живого товара»: Волжскую Булгарию, Хазарский каганат и Византийскую Империю. Положение рабов в этих странах напоминало древнегреческий вариант. Рабы и рабыни считались младшими членами семей, их дети были вольными людьми и при определенной ловкости легко делали карьеру.
После разгрома Хазарского каганата основная часть рабов с рынков Полоцкой и Киевской земли стали направляться в Византию и великую степь. После захвата Полоцка Киевом и сами полочане смогли на себя почувствовать судьбу других народностей, проданных на рынках Византии. В то время девушки еще не считались основным экспортным товаром, а больше ценились юноши и мальчики, которых легко было научить военному делу и сложной работе.
В XI веке расцвет Полоцкого княжества состоялся благодаря тому, что военная элита этого государства наладила регулярные карательные походы в земли ливов, латгалов, литвы, селы, северных дреговичей, радимичей, ятвы, дайновы. Все это названия племенных союзов, попавших в сферу влияния Рогволодовичей, скандинавской княжеской ветви, принявшей христианство раньше Киева.
Наиболее ярким представителем этой ветви стал Всеслав Брячиславович, проживший в то неспокойное время больше 70 лет, из которых 54 года являлся единоличным властителем полоцкой земли. Всеслав не только совершал военные экспедиции, но и основал форты Герцике и Кукейнос на территории современной Латвии, несколько малых городков на берегах крупных рек, которые стали местом сбора дани, в том числе юношами и девушками.
Принятие христианства как защиты от рабства
Активная деятельность князя и его дружинников стала отличным катализатором массового перехода в христианство местного населения. Хотя и полоцкие епископы ничего не имели против работорговли и закрывали глаза на деятельность князя, Византия была категорически против рабства христиан, и купцы-посредники предпочитали не рисковать и иметь дело с язычниками. Из-за этого фактора христианство на подконтрольных Полоцку территориях не вводилось огнем и мечом, а было добровольно принято жителями как элемент дополнительной защиты от возможности быть проданным на рынке в Друцке, Турове или Полоцке.
Но, по убеждениям, местное население оставалось язычниками. Последние языческие капища на территории современной Беларуси были уничтожены только в начале XX века, а древние обряды, не имеющие никакого отношения к христианству, до сих пор встречаются в ряде старинных деревень.
Ипотека Древнего Полоцка
Парадоксально, но из-за развития Полоцка многие христиане становились рабами против своей воли, но при этом их никто к этому не принуждал. В город перебирались ремесленники, которым для обзаведения собственной мастерской, инвентарем и домом требовалась значительная сумма куфических дирхемов, которые были основным средством платежа на Полоцких землях. А потребительским кредитованием в Полоцке в XI веке занимались выходцы из разгромленного Хазарского каганата.
Купцы-иудеи под малый процент кредитовали полоцкую военную знать. Поэтому чувствовали себя в городе достаточно уверенно. А после того, как они помогли князю Всеславу поднять в Киеве бунт и стать в 1068-1069 году великим князем киевским, их влияние в Полоцке стало очень значительным.
Проценты за пользование средневековой ипотекой были суровые, сроки короткие, ответственность целиком лежала на заемщике, который отвечал либо собственной свободой, либо свободой детей. Опытных мастеров-христиан всегда принимала Волжская Булгария, где был огромный дефицит рабочих рук, а славянское подневольное население городов Булгар, Сувар, Биляр достигала половины всей численности крупнейших булгарских ремесленных центров.
Страшная участь юношей-христиан
Но это был не самый худший исход для жителей Полоцка, попавших в рабство. Самая омерзительная, с нашей точки зрения практика была продажа юных христиан в школы евнухов, расположенных в Венеции и на территории современной Швейцарии. Эти жуткие заведения пропускали через себя большое количество красивых и здоровых юношей.
Спрос на евнухов в Испании, Северной Африке и Балканах был огромный, а после операции оскопления выживал только каждый четвертый, которого еще предстояло обучить. Цена на евнуха всегда была выше цены самой красивой рабыни — это были сотни золотых монет, поэтому небольшие караваны следовали полулегально через всю Европу с пугающей регулярностью.
Славянские евнухи были востребованы недолго, около ста лет, потом их сменили модные чернокожие рабы из африканской Нубии. Торговцы рабами умели подкупать князей и епископов, которые закрывали на этот постыдный промысел глаза по всей Европе.
Хотя в польских и чешских хрониках иногда встречаются сведения о выкупе христиан у торговцев князьями и епископами Кракова и Моравии. Но это были единичные случаи. Банкиры-работорговцы послужили одной из причин бунта полочан в 1127 году, когда местное вече, выгнав князя Давыда из города, сожгла и колонию выходцев из хазарского государства, вместе с большинством обитателей.
Читайте также
- Полоцкие телохранители византийского императора
- Забытая столица славянской работорговли
- Менское княжество — государство работорговцев
- Кровавый Могилев — город преданный анафеме
- Православный работорговец (1 часть)
- Сакральные пропавшие артефакты Беларуси