Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » Малоизвестные достопримечательности Беларуси » Извилистые пути славянской работорговли
Рабы, кони и оружие самый ходовой товар

Извилистые пути славянской работорговли

Работорговля на территории древнерусских княжеств в IX-XIII веках развивалась не везде одинаковыми темпами. Если в Киеве и Полоцке она служила основой богатства местных князей, то Смоленск и Туров кормились от транзита «живого товара», а в Чернигове и Пскове никаких невольничьих торгов и значительного транзита не было совсем.

Рабы, кони и оружие самый ходовой товар

Рабы, кони и оружие — самый ходовой товар

Рабство — как фактор развития государственности

Несомненно, основным толчком развития работорговли послужили этническое и религиозное различия элит древних городов и местного населения. А также торговые пути, проложенные в страны, которые являлись крупнейшими потребителями «живого товара»: Волжскую Булгарию, Хазарский каганат и Византийскую Империю. Положение рабов в этих странах напоминало древнегреческий вариант. Рабы и рабыни считались младшими членами семей, их дети были вольными людьми и при определенной ловкости легко делали карьеру.

После разгрома Хазарского каганата основная часть рабов с рынков Полоцкой и Киевской земли стали направляться в Византию и великую степь. После захвата Полоцка Киевом и сами полочане смогли на себя почувствовать судьбу других народностей, проданных на рынках Византии. В то время девушки еще не считались основным экспортным товаром, а больше ценились юноши и мальчики, которых легко было научить военному делу и сложной работе.

Волжская Булгария нуждалась в ремесленниках

Волжская Булгария нуждалась в ремесленниках

В XI веке расцвет Полоцкого княжества состоялся благодаря тому, что военная элита этого государства наладила регулярные карательные походы в земли ливов, латгалов, литвы, селы, северных дреговичей, радимичей, ятвы, дайновы. Все это названия племенных союзов, попавших в сферу влияния Рогволодовичей, скандинавской княжеской ветви, принявшей христианство раньше Киева.

Наиболее ярким представителем этой ветви стал Всеслав Брячиславович, проживший в то неспокойное время больше 70 лет, из которых 54 года являлся единоличным властителем полоцкой земли. Всеслав не только совершал военные экспедиции, но и основал форты Герцике и Кукейнос на территории современной Латвии, несколько малых городков на берегах крупных рек, которые стали местом сбора дани, в том числе юношами и девушками.

Памятник Всеславу Чародею в Полоцке

Памятник Всеславу Чародею в Полоцке

Принятие христианства как защиты от рабства

Активная деятельность князя и его дружинников стала отличным катализатором массового перехода в христианство местного населения. Хотя и полоцкие епископы ничего не имели против работорговли и закрывали глаза на деятельность князя, Византия была категорически против рабства христиан, и купцы-посредники предпочитали не рисковать и иметь дело с язычниками. Из-за этого фактора христианство на подконтрольных Полоцку территориях не вводилось огнем и мечом, а было добровольно принято жителями как элемент дополнительной защиты от возможности быть проданным на рынке в Друцке, Турове или Полоцке.

Язычники всегда были законной военной добычей

Язычники всегда были законной военной добычей

Но, по убеждениям, местное население оставалось язычниками. Последние языческие капища на территории современной Беларуси были уничтожены только в начале XX века, а древние обряды, не имеющие никакого отношения к христианству, до сих пор встречаются в ряде старинных деревень.

Ипотека Древнего Полоцка

Парадоксально, но из-за развития Полоцка многие христиане становились рабами против своей воли, но при этом их никто к этому не принуждал. В город перебирались ремесленники, которым для обзаведения собственной мастерской, инвентарем и домом требовалась значительная сумма куфических дирхемов, которые были основным средством платежа на Полоцких землях. А потребительским кредитованием в Полоцке в XI веке занимались выходцы из разгромленного Хазарского каганата.

Иллюстрация к статье Извилистые пути славянской работорговли

Купцы-иудеи под малый процент кредитовали полоцкую военную знать. Поэтому чувствовали себя в городе достаточно уверенно. А после того, как они помогли князю Всеславу поднять в Киеве бунт и стать в 1068-1069 году великим князем киевским, их влияние в Полоцке стало очень значительным.

Проценты за пользование средневековой ипотекой были суровые, сроки короткие, ответственность целиком лежала на заемщике, который отвечал либо собственной свободой, либо свободой детей. Опытных мастеров-христиан всегда принимала Волжская Булгария, где был огромный дефицит рабочих рук, а славянское подневольное население городов Булгар, Сувар, Биляр достигала половины всей численности крупнейших булгарских ремесленных центров.

Страшная участь юношей-христиан

Но это был не самый худший исход для жителей Полоцка, попавших в рабство. Самая омерзительная, с нашей точки зрения практика была продажа юных христиан в школы евнухов, расположенных в Венеции и на территории современной Швейцарии. Эти жуткие заведения пропускали через себя большое количество красивых и здоровых юношей.

Славянские евнухи-позорная страница истории

Славянские евнухи-позорная страница истории

Спрос на евнухов в Испании, Северной Африке и Балканах был огромный, а после операции оскопления выживал только каждый четвертый, которого еще предстояло обучить. Цена на евнуха всегда была выше цены самой красивой рабыни — это были сотни золотых монет, поэтому небольшие караваны следовали полулегально через всю Европу с пугающей регулярностью.

Славянские евнухи были востребованы недолго, около ста лет, потом их сменили модные чернокожие рабы из африканской Нубии. Торговцы рабами умели подкупать князей и епископов, которые закрывали на этот постыдный промысел глаза по всей Европе.

Хотя в польских и чешских хрониках иногда встречаются сведения о выкупе христиан у торговцев князьями и епископами Кракова и Моравии. Но это были единичные случаи. Банкиры-работорговцы послужили одной из причин бунта полочан в 1127 году, когда местное вече,  выгнав князя Давыда из города, сожгла и колонию выходцев из хазарского государства, вместе с большинством обитателей.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники