Во времена СССР, когда на студиях союзных республик могли снимать до десяти полноценных художественных фильмов в год, все сериалы назывались многосерийными фильмами, но очень редко превышали пять серий. Военных многосерийных фильмов, а под это название подходила любая картина, по хронометражу превышающая две серии, снималось даже меньше, чем сейчас. Основным заказчиком таких фильмов был Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР, и съемка часто было связано с различными государственными юбилеями. Считалось, что в телевизионных картинах сниматься более престижно, чем в обычных художественных фильмах, так как при существующей системе минимума телевизионных каналов, любой телевизионный фильм получал стомиллионную аудиторию.
Неожиданная «Белая Земля»
Удивительным оказалось то, что первый многосерийный белорусский военный фильм, рассказывал не о партизанах и даже не о боях за БССР. «Белая земля» или «Операция Хольцауге» повествовало о действиях гитлеровских войск в Арктике. В снежной пустыне разворачивается борьба советского инженера Александра Окулича, который чудом спасся с потопленного корабля полярного конвоя и обер-лейтенанта Иоганна Риттера, офицера секретной немецкой базы, расположенной на необитаемом острове за Полярным кругом.
Александр смог превратится из пленника в конвоира и узнал секретные сведения о тайной базе нацистов, которая была обустроена по личному указанию верхушки Третьего рейха. В фильме совсем мало действующих лиц, но от этого он не стал менее захватывающим. Олег Янковский талантливо сыграл в фильме сына немецкого офицера, который считал своего отца ученым-орнитологом, не имеющим отношения к военным преступлениям.
Самый правдивый фильм о секретах минского подполья
Второй многосерийный военный фильм белорусских режиссеров уже создавался на отечественном художественном материале. Шести серийный военный фильм «Руины стреляют» снимался три года с 1970 по 1972 и имел в своей основе документальную хронику минского подполья Ивана Новикова. Минское подполье было самым крупным и боеспособным на всей территории оккупированной немцами Европы. Фильм рассказывает о деятельности реальных лиц, руководивших диверсионной подпольной деятельностью, в результате которой столица БССР превратилась для оккупантов частью фронта.
Фильм притягивает своей достоверностью, так как его консультантами были реальные подпольщики и партизаны. В фильме были задействованы белорусские артисты, но главную роль подпольщика Жана сыграл Игорь Ледогоров, который специализировался на ролях чекистов. История минского подполья до сих пор является секретной. Слишком много тайн хранит внезапный провал и арест основных лидеров сопротивления, странные отношения между партизанскими отрядами и специальными группами НКВД. Но в этом фильме изложение всех событий показано наиболее достоверно.
Лучшие и правдивые вёрсты войны
В 1975 году к юбилею Победы на «Беларусьфильме» сняли фильм, который навсегда стал классикой советского военного кино. В это время, после грандиозного успеха «17 мгновений весны» и «Следствие ведут знатоки», телевизионное начальство Советского Союза поняло, что зритель ждет на экранах телевизора многосерийные фильмы. Поэтому директор творческого объединения «Телефильм» предложила белорусам снять трех серийный фильм по произведениям Василя Быкова, чья фронтовая литература пользовалась повышенным спросом в Советском Союзе.
Сам Быков к кино относился с иронией и считал, что фильм не способен, подобно книге, передать все мысли и эмоции автора. Но практически не вмешивался в экранизацию своих произведений, за исключением случаев, когда персонаж играл его самого во времена военной молодости. В этом случае он просил согласовывать актера с ним. Фильм снимался по двум готовым повестям Быкова, а для третьей серии был взят сценарий, который писатель сотворил в качестве эксперимента. Фильм получил название «Долгие версты войны» а за его реализацию взялся режиссер Александр Карпов, который до этого снял хорошо принятую зрителем «Белую Землю» и совместно советско-чехословацкий фильм «Завтра будет поздно» об известном словацком партизане Яне Налепке.
Александр Карпов был фронтовиком, причем пехотинцем и это сняло все вопросы со стороны автора. Режиссер даже смог отстоять свою правоту перед военным консультантом, которым был генерал-лейтенант Михаил Зайцев, первый заместитель командующего Белорусским военным округом. Генерал был на год младше режиссера и на год меньше воевал. Это и разрешило лютый спор. После чего генерал сказал: «Ты, Саша, снимай, как знаешь, а я потом всё подпишу». Сценарист и режиссер – фронтовики, такой симбиоз не мог быть не успешным.
Сразу после демонстрации фильма на Центральном телевидении в Москву начали приходить сотни писем с просьбой повторить все три части фильма «Журавлиный крик», «Атака с ходу» , «На восходе солнца». В нынешнем веке фильм раскрасили, но я его предпочитаю смотреть черно-белую режиссерскую версию. Этот фильм особенно любили ветераны войны, которые мгновенно улавливали фальшь.
В первой части мы рассказали о трех лучших военных многосерийных фильмов снятых в черно-белом варианте, в продолжении мы уже представим работы белорусских режиссеров созданных в цвете…
Читайте также
- Десять белорусских военных фильмов про партизан, которые необходимо посмотреть(часть 1)
- Белорусские фильмы о партизанах, вышедшие в последнее время
- Испорченный Момент истины или Операция Неман
- 6 белорусских фильмов про разведчиков и диверсантов
- 5 знаковых белорусских фильмов Алексея Дударева