К экранизации своего романа “Момент истины” писатель Владимир Богомолов относился очень трепетно. Он это произведение считал основным достижением своей жизни и по возможности пресекал любые попытки исказить содержание романа.
Один из лучших военных романов
Владимир Богомолов стал известен после экранизации одной из своих первых повестей “Иван”, по сюжету которой Андрей Тарковский создал свой фильм ”Иваново детство”, принесший ему мировую славу, а советскому кино главные призы престижных фестивалей и необходимую для материального обеспечения валюту. В настоящее время повесть “Иван” переведён на 41 язык и издавалась более 250 раз. Роман “Момент истины”, действие которого происходит в 1944 году в Западной Белоруссии, впервые был опубликован в журнале “Новый Мир” в 1974 году. “Новый мир” публиковал в те годы самые интересные литературные произведения и каждый номер в библиотеках зачитывался до состояния прозрачности страниц.
Военный роман о группе “СМЕРШ”, которой поставлена задача обезвредить опытную разведывательную группу немцев, способных помешать стратегическому наступлению советских войск, вызвал особый интерес у читающей публики. Его сразу же начали издавать для стран народной демократии и рынка Западной Европы. Только в Польской Народной Республике роман не издавали, по причинам отрицательного изображения бойцов Армии Краевой. Советская сторона отнеслась к этому с пониманием. А издание в Югославии сорвал сам автор. Он услышал, что югославский лидер Иосип Броз Тито решил лично править роман, смог позвонить ему со своими претензиями, а позже и аннулировать разрешение на издание.
Экранизацию романа о событиях в Западной Белоруссии было решено делать не мешкая. И уже через четыре месяца после издания романа киностудия “Мосфильм” начинает съемку картины, доверив её Витаутасу Жалакявичусу. Этот литовский режиссер был обласкан советский властью, после снятия фильма о борьбе советских чекистов с вооруженными отрядами националистов в послевоенной Литовской ССР. Кроме того ему доверяли снимать политических детективы по произведениям западных авторов.
Но с ‘Моментом истины” Витаутас сделал ошибку. Он начал снимать картину в стиле западного вестерна, перенеся героев в Западную Белоруссию, образца 1944 года. Это не понравилось Владимиру Богомолову. Первоначально он пытался поговорить с режиссером и директоров киностудии Николаем Сизовым, но не встретил с их стороны понимания. Поэтому автор романа пошел в суд и выиграл дело об отзыве своего романа для экранизации на “Мосфильме”.
Фильм закрыли, деньги списали, а литовский режиссер продолжил снимать политические детективы на ‘Мосфильме”, выезжая на натурные съемки в Чехословакию, Венгрию и на Кубу. По рассказам работников киностудии фильм на момент его запрета был готов на 90% и если бы сейчас этот материал сохранился, возможно, зрители бы получили еще один необычный фильм о войне.
«В августе 1944-го» против «Операции Нёман»
К счастью для режиссера Сергея Виноградова, Владимира Богомолова уже нет в живых и он не может защитить свою произведение от бездарной экранизации, получившей название “Операция Нёман”, которая вышла накануне Дня Победы в 2023 году. Казалось, что этот сериал сможет более тщательно отобразить сюжет романа, а вместо этого появился стандартный военный боевик, с множеством штампов и ляпов и поразительно плохой игрой актеров, несмотря на громкие имена.
Сравнивать с фильмом Михаила Пташука этот мини-сериал от создателя шедевров “Курортная полиция” и “Учитель в законе”, даже и неприлично. Но напишем, что особенно было раздражающим в этом творении. Михаил Пташук не зря не стал переводить на русский язык диалоги, где с Алехиным разговаривали местные жители: поляки и белорусы. Зритель должен был понимать их смысл, точно так же как реальный офицер контрразведки, который непонятные моменты уточнял и переспрашивал.
В этом есть проявление искусство военного ненасильственного дознания. Михаил Пташук не зря брал на роли поляков, польских актеров. Очень сложно сыграть естественное отношение польского населения к Советской Армии. Тут и страх и нотка высокомерия, и в то же время это не мешает решать свои коммерческие дела. Вспомните горбуна Свирида из «В августе 1944-го…», которого блистательно сыграл Анджей Печиньский. А инвалид председатель сельсовета, бывший партизан, с сыном инвалидом, утомленный и истощенный, но не сломленный в сериале Виноградова превращается в откормленного бандита с большой дороги.
«Момент истины» — это, прежде всего, интеллектуальный поединок, а не фантазийный бег главного героя с осколком в сердце, который нам предлагает режиссер сериала. И неужели господин Виноградов считает, что его произведение будут смотреть люди, которые не видели классику: «Щит и Меч» и «Место встречи изменить нельзя», чтобы брать оттуда в сериал целые эпизоды. И вообще эти перестрелки и погони в ухоженном городе, который только что освободили, никак не придает достоверности сюжету.
У Богомолова главные герои – это молодые ребята мирных профессий, которые из-за войны стали профессионалами в контрразведке, но это не их основная профессия. У них есть мирное будущее. Виноградов вместо этого предлагает поверить в пожилых капитанов и старших лейтенантов, которые ловят такого же пожилого разведчика-диверсанта. Буду ли я еще смотреть «В августе 1944-го»? Буду и не раз, я по-прежнему считаю, что этот фильм входит в десятку лучших фильмов о войне, а вот пересмотреть еще раз «Операцию Нёман» у меня точно не хватит терпения.
Читайте также
- 6 белорусских фильмов про разведчиков и диверсантов
- 5 знаковых белорусских фильмов Алексея Дударева
- В августе 1944-го или Звезда, какой фильм лучше
- Последний фильм Михаила Пташука
- Прерванный творческий полёт Михаила Пташука