Фильм “Наш бронепоезд” Михаила Пташука стал очень полемичным в последние годы Советского Союза: одни считали его главным фильмом, благодаря которому страна могла избавиться от влияния советских отставных офицеров, которые пронизали все сферы советского общества, разрушая экономику и культуру из-за большого усердия и малого количества специализированный знаний. Другие, наоборот считали белорусского режиссера вражеским агентом, из-за которого цены в позднем советском обществе росли, необеспеченные талоны были введены на все продовольственные товары, а вера в светлое будущее гасла пропорционально наличию простейших товаров в магазине.
Благодаря поддержке первого и последнего президента СССР, Михаил Пташук был принят в самых высоких кабинетах. Но это не помогало. Дефицит абсолютно всего, нежелание советских организаций работать за обесценивающие рубли, вывело на первый план различных полукриминальных деятелей из мира богемы. Фильмы снимались сотнями, на них, через различные совместные фонды и предприятия отмывались миллиарды. Но мало теперь кто может вспомнить эти фильмы.
Трагикомедия о сложном времени
На «Беларусьфильме» в те неспокойные времена сохранялся относительный порядок. И в это время Пташук приступает к съемкам трагикомедии «Кооператив Политбюро или будет долгим прощание». С этой кинокартиной, снятой по сценарию Риты Беляковской и сценариста «Горячего снега», «Отряда», «Звезды» Евгения Григорьева, режиссер попал в самое яблочко. Сюжет картины про кооператив двойников вождей советской эпохи, которые ездят выступать по деревням и маленьким городкам понравился и зрителям и критикам. Впоследствии фильм стал одним из самых успешных постсоветских картин на международной арене. Он получил Гран-при МКФ в Стокгольме и Белграде, серебряный приз МКФ в Лагове(Польша), «Золотого Голема» Пражского МКФ, а также призы славянских кинофестивалей «Золотой витязь» и «Листопад».
Провал семейной комедии
Казалось, что для создания хорошей комедии Михаил Пташук выполнил все условия. Сценарий к фильму написал маститый Эмиль Брагинский, автор практически всех комедий Эльдара Рязанова. Актерский состав «Игры воображения» для середины 90-ых годов был потрясающим: Игорь Костолевский, Любовь Полищук, Ирина Селезнева, Александр Филиппенко, в фильме одну из главных ролей сыграла молодая Юлия Высоцкая. Комедия Пташука также стала последней ролью легенды актерского цеха БССР – Стефании Станюты. Музыку к фильму написал Максим Леонидов, однако фильм явно провалился у зрителей. Не встретил он и поддержки у критиков, которые всегда благосклонно относились к белорусскому режиссеру. Семейная комедия, где основной проблемой было не дать заскучавшему мужу совершить больших глупостей на стороне, не увлекла отечественного зрителя занятого более насущными проблемами.
Последний фильм Михаила Пташука
Свой самый известный фильм Михаил Пташук начал снимать в рамках очередного юбилея Победы. Многие режиссеры имели желание экранизировать знаменитый роман Владимира Богомолова «Момент истины», но автор, по повести которого Андрей Тарковский снял «Иваново детство», отвергал все предложения. Первая экранизация этого романа советским руководством была признана настолько неудачной, что весь материал был не положен на полку, а уничтожен.
Режиссер Михаил Пташук уже начал работать над картиной, нашел финансирование, утвердил главные роли, зарезервировал амуницию и военную технику на киностудии, а Владимир Богомолов разрешение на экранизацию не давал. Тогда режиссер делает иезуитский ход и посылает поговорить к упрямому писателю актера Евгения Миронова, которого утвердили на роль начальника группы СМЕРШ капитана Алёхина. Талантливый актёр поделился с Богомоловым, как он видит своего героя, и тем покорил писателя-фронтовика.
Разрешение было получено и фильм начал сниматься. Но в процессе работы режиссеру, чтобы не делать из картины сериал, пришлось вырезать несколько сцен, а некоторые сюжетные линии подверглись тотальному сокращению. Также было решено уменьшить количество закадрового текста, в котором зачитывал якобы документы, придавая сюжету достоверность. Это вызвало недовольство писателя, который потребовал убрать его имя из титров и не называть фильм «Момент истины». Так и появился один из лучших постсоветских фильмов о войне «В августе 44-го…». Великолепный актерский состав, даже в небольших эпизодам Пташуку удалось привлечь звезд российского, польского и белорусского кино, и продуманная режиссура сделали кино лидером по популярности среди военных фильмов.
Церемония вручения российской кинематографической премии «Ника-2002» должна было состояться 28 апреля 2002 года. Фильм «В августе 1944-го» был представлен в шести номинациях, и, по опросам, претендовал на лидерство. Но вечером 27 апреля Михаил Пташук погиб в аварии в центре Москвы. Его водитель не справился с управлением, и автомобиль врезался в грузовую «Газель». Шансов выжить, у сидящих на передних сиденьях, не было. Так и не реализовался совместный проект с Голливудом, к которому режиссер приступил с весны 2002 года о девушке-еврейке, попавшей во время войны в глухую полесскую деревню. Но память режиссера – это его фильмы, которые и спустя 20 лет после его смерти несколько раз в год показывают телеканалы с большой аудиторией.
Читайте также
- Брест-1941. Подземный ход у Бригитского моста
- Брест 1941. Батальон без командиров
- Брестское направление 1941. Стремительная карьера майора Петрова
- Брестское направление 1941. Стратегический центр западных областей
- Брестское направление 1941. Внезапное нападение на штаб Гудериана