Среди фильмов, выпускаемых киностудией в Минске, кинокартины на военную тематику особенно были всегда востребованы. Существует определенный стереотип, который соответствует действительности, что режиссеры, работающие в республике, всегда снимали качественное военное кино. Многие работы даже стали своеобразной классикой. В понятие военные фильмы Беларуси также подходят художественные картины, снятые про военный быт в тылу или в послевоенное время, когда в Западной Белоруссии бушевало повстанческое движение, которое так и не получило должного освещения ни в литературе, ни в кино.
Но некоторые из военных драм, снятых на «Беларусьфильме» не получили должной известности, одни из-за определенных рекомендаций по ограничению их показа, другие, из-за нетипичной подачи темы войны. Все эти фильмы будут интересны зрителям, которые ценят и любят военную тематику в искусстве.
Семь военных драм «Беларусьфильма»
«Иван Макарович» — немного подзабытая военная драма Игоря Добролюбова, выпущенная в 1968 году, о том, как рано дети в военную пору становятся самостоятельными. И Иван Макарович — это не глухой старик, а юный двенадцатилетний паренек, который внезапно для себя из-за трагедии войны стал самостоятельным. Хотя он к этому совсем не стремился, и с удовольствием бы продлил детство. Драму следует посмотреть тем, кто мечтает поскорее уйти из-под опеки родителей и начать «взрослую жизнь». В белорусской военной драме главный герой хлебнет этой жизни с излишком.
«Красная вишня» — совместный фильм 1995 года снимался к пятидесятилетию Победы кинематографистами из Беларуси, КНР и РФ. Малоизвестная драма рассказывает о судьбе китайской девочки из Ивановского интернационального детдома, которая оказывается на оккупированной территории БССР. Фильм временами страшный своей безысходностью, но яркий и талантливый. Особая ценность его, что он рассказывает о реальных фактах. Прототипом главной героини была дочка одного из маршалов КНР Чжу Дэ. Фильм снимался для международного показа, но из-за финансовых споров на экраны Европы так и не вышел, но в Беларуси и КНР показывался по телевидению.
«Пойти и не вернуться» — вторая и самая успешная экранизация повести Василя Быкова. Это связано с тем, что в 1992 году режиссеры могли позволить себе снимать фильм без наносной героической шелухи, консультируясь с автором, который прошел войну на переднем крае и знал как фронтовую, так и партизанскую жизнь не понаслышке. Фильм рассказывает о двух юных партизанах, которые идут на разведку в населенный пункт с немецким гарнизоном. Только если девушка думает о том, как лучше выполнить задание, то у юноши другие мысли. Он хочет спокойной и сытой жизни и предательство на этом пути его нисколько не смущает. Один из лучших фильмов о неоднозначначности моральных принципов на войне. Роль юной партизанской связной Зоси исполнила такая же юная Юлия Высоцкая, которая сейчас известная всем женщинам как гуру домашней готовки.
«Оккупация мистерии» — талантливый фильм белорусской студии «Навигатор», резко был принят старшим поколением и государственными идеологами. Образ партизан, который выведен в фильме очень отличается от лубочного, привитого зрителю с самого детства. Но и считать, что все партизаны были героическими парнями с устойчивой моралью тоже неправильно. Кого-то фильм может покоробить своим цинизмом и нетривиальному изображению врага, но постарайтесь его посмотреть, не забывая что фильм этот белорусский, и в нём очень четко выражено отношение самих белорусов к событиям Второй Мировой Войны.
Военные фильмы снятые в Беларуси
«Между жизнью и смертью» — отличный сюжет, но фильм несколько испортило сокращение бюджета, где основную сумму съел гонорар успешному Евгению Сидихину. Фильм поднимает редкую тему: действия подполья и вооруженных отрядов в Западной Белоруссии, сразу после войны. В небольшом городке, где непонятно какая власть главнее, разворачивается интрига между двумя бывшими выпускниками школы Абвера, только один из них является советским разведчиком. Огромные схроны с оружием, перестрелки, золото партии и наличие смысловой нагрузки очень украшает этот фильм. И это не считая, что главные роли сыграли Евгений Сидихин и Владимир Гостюхин.
«Территория сопротивления» — фильм снимался в 2004 году, но выпустили его лишь к 65-летию Победы. Фильм состоит из трех новелл «Мать», «Бомба», «Страх». Каждая из них передает ужас немецкой оккупации для большинства населения и неприятие фашизма населением. Каждый пережитый ужас только сплачивает людей в их ненависти к врагу и решимости борьбы с ним. Фильм был снят молодым белорусским режиссером Дмитрием Лосем с привлечением молодых артистов.
«Тень врага» один из последних белорусских фильмов, снятый в 2017 году. Был ожидаем любителями военных приключений, но получился несколько сыроватым по отношению к некоторым историческим деталям. Но зато пейзажные съемки великолепны, в фильме нет компьютерной графики и всё снято в настоящих декорациях. «Тень врага» разделил любителей белорусского военного кино наполовину, одни хвалят фильм, другие яростно его ругают. Но чтобы сформировать свою точку зрения следует фильм посмотреть.
Так хотелось вставить в обзор, еще снятый в Беларуси фильм «Уроки фарси», но его официально не признали белорусским и поэтому о нем как-нибудь следующий раз в продолжении темы о фильмах, снимаемых в белорусских локациях.
Читайте также
- 7 лучших криминальных фильмов Беларусьфильма
- 7 лучших мелодрам Беларусьфильма снятых в XXI веке
- Лучшие белорусские локации для зарубежных фильмов
- 7 запрещенных фильмов «Беларусьфильма»
- 8 лучших белорусских фильмов о Гражданской войне