Сейчас, когда суверенному кинопроизводству Беларуси более четверти века, выяснилось, что как и в советское время, режиссерам из Минска лучше всего удаются ленты о Великой Отечественной Войне. А самая удачная картина, созданная на «Беларусьфильме, на рубеже веков — остаётся «В августе 44-го…». Это признают зрители, ветераны, работники специальных служб, которые особенно подчеркивают уровень достоверности мелких деталей в фильме.
Что не понравилось Владимиру Богомолову
Фильм, созданный по роману писателя-фронтовика Владимира Богомолова «Момент Истины» создавался очень тяжело в постоянных спорах. Хотя сценарий написал сам автор романа, он же и лишил его некоторых сюжетных линий и большого объёма документалистики, среди эстетов принято ругать режиссера за варварское сокращение текста. Хотя белорусский режиссер Михаил Пташук из сценария убрал лишь два письма Алехину и Колокольцеву и воспоминания Таманцева о провожающей матери.
Кроме этого исчезла роль генерала-астматика, на которую планировался Олег Табаков. Обстоятельства не позволили ему поучаствовать в этом проекте, а никого другого в этой роли режиссер и автор сценария не видели. Режиссер и автор сценария были солидарны и в выборе главных героев. Они полностью согласились с образом Евгения Миронова в роли Алехина, и также оба не принимали на роль Таманцева, продвигаемого продюсерами Сергея Бодрова – младшего. В результате волкодава-чистильщика сыграл Владислав Галкин, до этого не имевший ярких главных ролей.
Яркая звезда Михаила Пташука
Режиссер картины Михаил Пташук – уже при жизни считался классиком белорусского национального кино. Он создал один из лучших сериалов о подпольщиках и партизанах — «Время выбрало нас». Экранизировал самых лучших писателей Беларуси – Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский» и Василя Быкова «Знак беды». Военная драма – это тот жанр, который лучше всего удавался мастеру.
При создании фильма «В августе 44-го» режиссером была реализована оригинальная концепция. Актеры из России играли офицеров и бойцов Советской Армии, а местное население играли актеры из Беларуси и Польши. Остается необъяснимым, как режиссер Пташук, не имея возможности платить большие гонорары, договорился с польскими актерами, включая Беату Тышкевич. Причем роман «Момент истины» в Польше считается запрещенным, и его не переводили на польский язык, даже во времена социализма. В романе Богомолова отрицательно показана деятельность Армии Крайовой, а для поляков, во все времена, члены отрядов АК были героями-партизанами. Польских актеров снявшихся в фильме на родине, после закрытой премьеры нещадно травили, но всё обошлось, а фильм одно время лидировал среди продаж на ДВД.
Фильм «В августе 44- го» значительно смотрится дороже, чем его запланированный бюджет. В Беларуси любили Михаила Пташука и всячески ему помогали. Люди несли недостающий реквизит того времени. А огромные массы войск, которые присутствуют в фильме, еще до эпохи компьютерной техники обеспечивало Министерство Обороны Республики Беларусь. Как тогда шутили, Беларусь оставалась без защиты на северо-западных рубежах, так как все военные снимались в фильме у Пташука.
С первоначальными кадрами, где в ночи движутся колонны техники и живой силы, автор сценария тоже был не согласен. Владимира Богомолова не устраивало, что автотранспорт движется с включенными фарами ночью, что было нарушением норм светомаскировки в прифронтовой полосе.
Город Лида снимали в Слониме. Это связано с тем, что Лида после войны стала промышленным центром и сильно изменилась и уже не напоминала захолустный городок Западной Беларуси. А центр Слонима на эту роль подходил лучше всего. Лес снимали в Налибокской Пуще, там наиболее был подходящий антураж для опасного Шиловического леса.
К сожалению эффектный момент предусмотренный в сценарии, не был снят по комическим причинам. По сценарию, когда Таманцев заходит в лесной барак, из строения должны были вылететь 150 ворон в разные стороны. Ворон отловили и взяли по рекомендации некоего молодого человека, который должен был за двухнедельный оклад их выдрессировать. Дрессировщик ворон деньги взял, а концу срока, предоставил справку, заверенную в Академии Наук Республики Беларусь, что вороны дрессировке не поддаются. Так в фильм не вошла интересная сцена.
Уникальная достоверность и успех картины
Достоверность фильма – это бы пунктик Михаила Пташука. Он несколько месяцев ездил в Музей Великой Отечественной Войны в Минске, где изучал образцы приказов, удостоверений, фотографии, элементы формы. Поэтому Алехин на дороге показывает удостоверение СМЕРШ, какое было у розыскников, а сотрудники комендатуры предъявляют обычные бумажные справки.
После окончания работ над фильмом продюсеры боялись провала, возможно и истерическая реакция писателя Владимира Богомолова связана с этим. Но фильм выстрелил. Это был первый белорусский фильм в прокате, который собрал сумму, близкую к потраченной. Его закупил десяток стран, включая Сербию, КНР, Польшу. Несмотря на всех критиков «В августе 44-го» стал уже военной классикой и каждый год всё новые молодые люди открывают для себя этот исключительно достоверный фильм о военной контрразведке в Великой Отечественной Войне.