Исполняющий обязанности командира 43-го танкового полка капитан Николай Дмитрук был одним из немногих танковых командиров Западного особого военного округа, который в марте 1941 года был на специальном семинаре по изучению бронетанковой техники армий потенциального противника, проходившего в Ленинграде на танковом полигоне Кировского заводе. Он отлично знал возможности одного из лучших немецких танков 1941 года. По сравнению с сильно устаревшим к началу войны советскому Т-26, появившиеся вдалеке танки были значительно выше по своим боевым возможностям. (См. Брест-1941 Ударное танковое утро 23 июня)
Под ударами люфтваффе
Не имея возможности связаться с командиром дивизии, он дал команду на отход оставшихся после боя шестидесяти танков за Мухавец, пока саперы не успели взорвать мост. За ним и отступили батальоны полковника Осташко, состоящие из бойцов 6 стрелковой дивизии и других частей Брестского гарнизона и Брест-Литовского УР. К 9.30 24 июня 1941 года все танки и бойцы уже переправились через прочный деревянный мост мост. А артиллерия поддерживающая контрудар успешно обстреляла наступающие танки противника. Не менее трех машин вспыхнули яркими факелами. Но отсутствие полноценного противоздушного прикрытия сыграло свою трагичную роль. К 10.20 на позиции налетело вначале девять, а потом еще восемнадцать немецких пикирующих бомбардировщиков. То, что один Ю-87 удалось подбить расчетом счетверенного пулемета, никак не могло компенсировать разбитые артиллерийские позиции и горящие машины технического и топливного обеспечения.
В такой ситуации советское командование вновь потеряло контроль над своими войсками, батальон 205 моторизованной дивизии бросил позиции и начал отступать вместе с уцелевшими артиллерийскими расчетами и саперами. Саперы 28-го стрелкового корпуса даже бросили заминированный шоссейный мост “Бульково”. Немцы попытались захватить его сходу, но пограничники и три танка Т-26 не дали это сделать, отбив атаку. Затем по указанию майора Кузнецова, начальника Брестского пограничного отряда, бойцы смогли поджечь мост, чтобы обеспечить, начавшей отступать к Кобрину, уцелевшей части дивизии необходимое время для отхода.
После бомбежки и атаки в Жабинке в составе 22 танковой дивизии оставалось еще 74 исправных танка, но из пехотного прикрытия оставался лишь отряд майора Кузнецова, состоящий из трехсот бойцов и командиров НКВД различных войск, в основном пограничников и конвоиров. Отряд полковника Осташенко, прикрывал отход дивизии, имея в своем составе до пятисот бойцов и несколько полковых пушек с ограниченным числом снарядов. Генерал-майор Пуганов потерял связь как с командованием 14-го механизированного корпус, так и со штабом Четвертой армия РККА, поэтому решил отходить в Кобрин, где находились армейское и корпусное управления штаба.
Противотанковая засада мотоциклетного полка
Но как потом выяснилось, дорога на Кобрин была уже перерезана. Основные части 3 танковой дивизии вермахта отклонились от первоначального плана наступления из-за неожиданного для немецкого командования сопротивления на государственной границе и в районе Малориты 75-ой стрелковой дивизии. Поэтому еще вечером 22-го июня 1941 года танковый батальон 5 танкового полка и батальон 3 мотоциклетного полка, вышли в тыл советской группировке.
Тут свою роковую роль сыграло жаркое лето 1941 года, благодаря которому топкие берега различных мелких речушек, которые находились на пути следования, подсохли и стали доступны для тяжелой и колесной техники вермахта. А немецкий 3-ий танковый разведывательный батальон и 39-ый танковый саперный батальон уже к 11 утра вели бои на окраинах Кобрина с бойцами батальонов охраны штаба, батальона наземного обслуживания смешанной авиационной дивизии и бригадного района войск ПВО. Об этом генерал-майор Пуганов узнал от делегата связи, который верхом, через лес пробился в расположение отступающей дивизии. Единственным правильным решением в такой ситуации командир танковой дивизии посчитал помощь гарнизону Кобрина.
Последний бой комдива
Но дивизия оказалась втянута в бои с батальоном 3-го мотоциклетного полка, который уже соорудил противотанковую засаду на въезде в Кобрин с брестского шоссе. Потеряв больше двадцати машин на западной окраине города к 14.00, 23 июня 1941 года боевое ядро дивизии состоящее из более 50 танков Т-26 пытались прорваться в город через новенький аэропорт в деревне Именин, построенный к июню 1941 года для базирования двух истребительных полков. Тут танкисты генерал-майора Пуганова встретили 3 танковый батальон 5 танкового полка 3 танковой дивизии.
Это были отборные машины и танкисты. Именно это подразделение попало во все немецкие хроники начала войны из-за их пересечения по дну речки Западный Буг. Современные танковые пушки и полный комплект снарядов делал немецкие танки фаворитом танкового боя. Но три машины танкистам генерал-майора Пуганова удалось зажечь. А танк генерала совершил первый танковый таран на советско-германском фронте. Долгое время считалось, что Пуганов сгорел в танке, но работники Кобринского военкомата в 1965 году на 20-летие Победы нашли очевидцев и выяснили, что командир дивизии погиб от смертельного ранения осколком, после того, как бойцы его вытащили из горячего танка.
Принявший на себя командование дивизией полковник Иван Кононов приказал забрать тело генерала с собой на одном из танков. Немцы после танкового тарана отступили в центр Кобрина. Поэтому группа из 40 советских танков смогла вырваться из города в направлении Березы, куда отходили части 14 моторизованного корпуса. В нескольких километрах от города в деревне Буховичи похоронили командира танковой дивизии, который возможно не слишком удачно командовал дивизией, но стал настоящим героем. В 1965 году генерал-майор Пуганов посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, а его прах перезахоронен в центре города Кобрина, где в его память названы улица и сквер.
Читайте также
- Брест 1941 Самый охраняемый пограничный мост Советского Союза
- Брест-1941. Самая организованная танковая дивизия РККА
- Разгром боевого подполья в Западной Белоруссии и секретное задание главного диверсанта БССР
- Брест 1941 Первый танковый контрудар пограничной дивизии
- Брест-1941. Последняя мирная ночь конвойного батальона