Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брест 1941. Смертельный таран советского комдива
Бич советских танков - немецкие пикировщики

Брест 1941. Смертельный таран советского комдива

Исполняющий обязанности командира 43-го танкового полка капитан Николай Дмитрук был одним из немногих танковых командиров Западного особого военного округа, который в марте 1941 года был на специальном семинаре по изучению бронетанковой техники армий потенциального противника, проходившего в Ленинграде на танковом полигоне Кировского заводе. Он отлично знал возможности одного из лучших немецких танков 1941 года. По сравнению с сильно устаревшим к началу войны советскому Т-26, появившиеся вдалеке танки были значительно выше по своим боевым возможностям.  (См. Брест-1941 Ударное танковое утро 23 июня)

Танки Т-26 уступали немецким танкам но и победы случались

Танки Т-26 уступали немецким танкам но и победы случались

Под ударами люфтваффе

Не имея возможности связаться с командиром дивизии, он дал команду на отход оставшихся после боя шестидесяти танков за Мухавец, пока саперы  не успели взорвать мост. За ним и отступили батальоны полковника Осташко, состоящие из бойцов 6 стрелковой дивизии и других частей Брестского гарнизона и Брест-Литовского УР. К 9.30 24 июня 1941 года все танки и бойцы уже переправились через прочный деревянный мост мост.  А артиллерия поддерживающая контрудар  успешно обстреляла наступающие танки противника. Не менее трех машин вспыхнули яркими факелами. Но отсутствие полноценного противоздушного прикрытия сыграло свою трагичную роль. К 10.20 на позиции налетело вначале девять, а потом еще восемнадцать немецких пикирующих бомбардировщиков. То, что один Ю-87 удалось подбить расчетом счетверенного пулемета, никак не могло компенсировать разбитые артиллерийские позиции и горящие машины технического и топливного обеспечения.

Бич советских танков - немецкие пикировщики

Бич советских танков — немецкие пикировщики

В такой ситуации советское командование вновь потеряло контроль над своими войсками, батальон 205 моторизованной дивизии бросил позиции и начал отступать вместе с уцелевшими артиллерийскими расчетами и саперами. Саперы 28-го стрелкового корпуса даже бросили заминированный шоссейный мост “Бульково”. Немцы попытались захватить его сходу, но пограничники и три танка Т-26 не дали это сделать, отбив атаку. Затем по указанию майора Кузнецова, начальника Брестского пограничного отряда, бойцы смогли поджечь мост, чтобы обеспечить, начавшей отступать к Кобрину, уцелевшей части дивизии необходимое время для отхода.

После бомбежки и атаки в Жабинке в составе 22 танковой дивизии оставалось еще 74 исправных танка, но из пехотного прикрытия оставался лишь отряд майора Кузнецова, состоящий из трехсот бойцов и командиров НКВД различных войск, в основном пограничников и конвоиров. Отряд полковника Осташенко, прикрывал отход дивизии, имея в своем составе до пятисот бойцов и несколько полковых пушек с ограниченным числом снарядов. Генерал-майор Пуганов потерял связь как с командованием 14-го механизированного корпус, так и со штабом Четвертой армия РККА, поэтому решил отходить в Кобрин, где находились армейское и корпусное управления штаба.

Немецкие мотоциклисты пробрались в тыл.

Немецкие мотоциклисты пробрались в тыл.

Противотанковая засада мотоциклетного полка

Но как потом выяснилось, дорога на Кобрин была уже перерезана. Основные части 3 танковой дивизии вермахта отклонились от первоначального плана наступления из-за неожиданного для немецкого командования сопротивления на государственной границе и в районе Малориты  75-ой стрелковой дивизии. Поэтому еще вечером 22-го июня 1941 года танковый батальон 5 танкового полка и батальон  3 мотоциклетного полка, вышли в тыл советской группировке.

Тут свою роковую роль сыграло жаркое лето 1941 года, благодаря которому топкие берега различных мелких речушек, которые находились на пути следования, подсохли и стали доступны для тяжелой и колесной техники вермахта. А немецкий 3-ий танковый разведывательный батальон и 39-ый танковый саперный батальон уже к 11 утра вели бои  на окраинах Кобрина с бойцами батальонов охраны штаба, батальона наземного обслуживания смешанной авиационной дивизии и бригадного района войск ПВО. Об этом генерал-майор Пуганов узнал от делегата связи, который верхом, через лес пробился в расположение отступающей дивизии. Единственным правильным решением в такой ситуации командир танковой дивизии посчитал помощь гарнизону Кобрина.

Разбитые советские танки в Кобрине

Разбитые советские танки в Кобрине

Последний бой комдива

Но дивизия оказалась втянута в бои с батальоном 3-го мотоциклетного полка, который уже соорудил противотанковую засаду на  въезде в Кобрин с брестского шоссе. Потеряв больше двадцати машин на западной окраине города к 14.00, 23 июня 1941 года боевое ядро дивизии состоящее из более 50 танков Т-26 пытались прорваться в город через новенький аэропорт в деревне Именин, построенный к июню 1941 года для базирования двух истребительных полков. Тут танкисты генерал-майора Пуганова встретили 3 танковый батальон 5 танкового полка 3 танковой дивизии.

Оккупированный Кобрин летом 1941 года

Оккупированный Кобрин летом 1941 года

Это были отборные машины и танкисты. Именно это подразделение попало во все немецкие хроники начала войны из-за их пересечения по дну речки Западный Буг.  Современные танковые пушки и полный комплект снарядов делал немецкие танки  фаворитом танкового боя. Но три машины танкистам генерал-майора Пуганова удалось зажечь. А  танк генерала совершил первый танковый таран на советско-германском фронте. Долгое время считалось, что Пуганов сгорел в танке, но работники Кобринского военкомата в 1965 году на 20-летие Победы  нашли очевидцев и выяснили, что командир дивизии погиб от смертельного ранения осколком, после того, как бойцы его вытащили из горячего танка.

Принявший на себя командование дивизией полковник Иван Кононов приказал забрать тело генерала с собой на одном из танков. Немцы после танкового тарана отступили в центр Кобрина. Поэтому группа из 40 советских танков смогла вырваться из города в направлении Березы, куда отходили части 14 моторизованного корпуса. В нескольких километрах от города в деревне Буховичи похоронили командира танковой дивизии, который возможно не слишком удачно командовал дивизией, но стал настоящим героем. В 1965 году генерал-майор Пуганов посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, а его прах перезахоронен в центре города Кобрина, где в его память названы улица и сквер.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники