Эвакуационная колонна, которая выдвинулась из Высоко-Литовска, должна была пройти через железнодорожную станцию Черемха. Здесь находились центральные ремонтные мастерские и большой склад продовольствия, рассчитанный на снабжение всех подразделений укрепленного района и управление начальника строительства.
Отступление в Беловежскую Пущу
Руководитель колонны военный инженер 1-ранга Ляшкович по аварийной связи предварительно сообщил начальнику мастерских, чтобы тот подготовил грузовые автомобили для персонала и полуроты охраны. Автомобили приказано было загрузить продуктами долгого термина хранения, примерно на половину объема. Автомобильной колонне из Черемхи нужно было быть готовой к выезду к 09:00 22 июня 1941 года. К этому времени немецкая авиация успела разбомбить часть корпусов мастерских, а также большое нефтехранилище обслуживающее железную дорогу и управление начальника строительства.
Большой продовольственный склад, а также склад взрывчатки и склад инженерного имущества не пострадали. Начальнику мастерских было дано задание после выхода общей колонны из местечка подорвать , оставшиеся целыми корпуса механической базы, а также склады: продовольственный, инженерного заграждения, взрывчатых средств и фуражный. Всего в штабной колонне Брестского укрепленного отряда, по выходу из Черемхи находилось более 100 автомобилей. Вместе с колонной уходили пешком и на подводах более 1000 мирных жителей, из числа строителей, привлекаемых пограничному строительству.
Всего на 21:00 22 июня 1941 года отступающая колонна брестского укрепленного района насчитывала, более 3500 человек из них только 650 было военных, имевших при себе стрелковое оружие чаще всего пистолеты. На вооружении было 4 станковых пулемета и 6 ручных пулеметов. Боеприпасаы были погружены два грузовых автомобиля. Такая колонна, несмотря на ее механизацию, была небоеспособной. Поэтому генерал-майор Пузырев согласился с мнением старших офицеров, которые представляли собой в основном инженерные войска, что отступать надо по территории Беловежской пущи, в районе Ружан перейти в Выгонащанские леса и там продвигаться до болотистой местности, где будет возможность уйти на Киев или Гомель.
Фронт никто не держит, все отступают
Такой маршрут практически исключал встречу с наступающими немецкими войсками. По этой дороге отступало не только управление Брестского укрепленного района, по ней двигались различные части 49-ой стрелковой дивизии. чаще всего они были только со стрелковым оружием, под командованием командиров среднего звена. Встречались и группы подозрительных людей в штатской одежде, но с винтовками и пулеметами. Агрессии они не проявляли но и не прятались. Скорее всего, это были мобилизованные, призванные из пограничных районов, накануне начала войны. Часть из них решила не разбегаться по домам, а сплотиться в вооруженные группы, не вступая ни с кем в боевые действия. Первую ночь колонна провела возле деревни Клещево, в большом лесу, который через несколько километров переходил в настоящую пущу.
В нескольких сотнях метров ночевала штабная колонна 49-ой стрелковой дивизии, во главе с полковником Константином Васильевым. Но высшие командиры предпочитали не договариваться и объединяться, а идти каждый своим маршрутом к тому же штабная колонна 49-ой стрелковой дивизии была малочисленна, но гораздо лучше вооружена. Кроме 30 легковых и грузовых автомобилей в колонне находился пушечный бронеавтомобиль и зенитная пулемётная установка. Часть бойцов и командиров были вооружены автоматически винтовками и ручными пулеметами. Перед рассветом 23-го июня штабная колонна полковника Васильева выдвинулась в направлении центра Беловежской Пущи.
Первые конфликты в отступающей колонне
В 06:00 23 июля 1941 года генерал майор Михаил Пузырев собрал оперативное совещание. На него были приглашены все 200 командиров, которые следовали в колонне. На совещании начальник Брестского укрепленного района сказал, что он поддерживает план выхода за линию фронта через густые леса и болота. Большинство присутствующих командиров были с ним согласны, так как идти в колонне с достаточным количеством топлива и продовольствия казалось более перспективным вариантом, чем двигаться малыми группами испытывая во всем нужду.
Единственными, кто не согласился на такой сценарий, были представители бойцов строительных батальонов. Уже за первую ночь более 80 человек из их состава покинули расположение колонны. Военные строители считали, что им безоружным в большинстве своем не имеющим комплектного советского обмундирования гораздо проще будет пробиваться мелкими группами. Но для этого они требовали выдать им сухой паек из тех продуктов, которые были погружены в автомобиле на железнодорожной станции Черемха.
Несмотря на то, что генерал-майор Пузырев все свои решения принимал, только посоветовавшись с несколькими старшими командирами, в этом случае он вспылил и пригрозил переговорщикам от военных строителей арестом. Как выяснилось позже, это было крайне неудачным решением, чуть не приведшее к разгрому всей колонны. Но об этом в продолжении…
Читайте также
- Брест-1941 Пограничная застава особого назначения
- Брест-1941 Кто спас начальников штабов и командиров дивизий
- Брест-1941. Хмурое утро коменданта Брестского укрепленного района
- Брест-1941.Смертельная контратака генерала Пуганова
- Брест-1941. Полный Георгиевский кавалер, заключенный Устьвымлага, Герой Советского Союза