В воспоминаниях железнодорожников и командиров, бывших в городе Бресте в первые часы войны, присутствовал бронепоезд 60-го полка НКВД, который за несколько часов до начала войны прибыл в город. А при первых же выстрелах спешно выдвинулся на восток. Существует множество нестыковок в этом вопросе.
Энергичные действия руководства 60-го полка НКВД
Основная задача бронепоезда — это охрана железнодорожных узлов, коммуникаций и мостов, но с этим как раз 22 июня 1941 года в Бресте дело обстояло ужасно. Возникает вопрос: почему в таком случае железнодорожный вокзал и главный железнодорожный мост через Западный Буг остался без мощного прикрытия, которое бы позволило отправить несколько дополнительных поездов с семьями командиров и беженцами на восток.
Вообще действия 60-го полка НКВД по обороне мостов в районе Бреста требует особого изучения. Все мосты, охраняемые частями этого подразделения, были неповрежденными и переданы немецким войскам. Исключение составляет железнодорожный мост «Влодава». Но его защищал, расположенный неподалеку в лагере разведывательный батальон 75-ой стрелковой дивизии, а шоссейный мост «Бульково» сожгли и уничтожили, прикрывающие отступление штаба 28-го стрелкового корпуса, брестские пограничники.
Зато штаб 60-го полка НКВД — это самое летучее подразделение РККА и НКВД в первые часы войны. Судите сами, в 4.00 22 июня 1941 года начались боевые действия, в 4.05 штаб начал эвакуацию из Бреста, а в 6.40 штаб подразделения, на котором была ответственность за охрану всех железнодорожных и шоссейных мостов и стратегических объектов на железной дороге, находится на станции Барановичи. И должен заметить, между Брестом и Барановичами 200 километров расстояние, и даже в нынешнее время не всякий пассажирский поезд его проходит за два с половиной часа.
Бронепоезд, прикрывающий Брест-Литовскую железную дорогу
Бронепоезд № 60 капитана Чистякова мчался скоростью курьерского поезда, по-видимому, опасаясь повреждения железнодорожного полотна. Хотя, надо отдать должное, немцы практически не трогали железнодорожные пути Брестского узла, на пяти станциях которого к 22 июня 1941 года скопилось более тысячи вагонов с военными грузами, приспособленных к широкой советской колее и почти полторы тысячи вагонов, рассчитанных на европейскую. К началу войны из всей Брест-Литовской железной дороги советская колея присутствовала только в направлении Минска. Но и туда до бывшей пограничной станции границы 1939 года Негорелое, советская колея дублировалась европейской. А в остальных направлениях: Пинск, Белосток, Ковель, Хелм — продолжали лежать рельсы, рассчитанные на европейский подвижной состав.
БЕПО № 60 отличался от типовых бронепоездов НКВД. Это был один из захваченных польских бронепоездов, которые в середине сентября 1939 года сопровождали специальный литерный поезд Польского правительства с золотым запасом Второй республики. В нем был предусмотрен бронированный вагон-салон, ранее принадлежавший верховному главнокомандующему польской армией. К тому же кроме мощного артиллерийского вооружения, состоявшего из 100-мм гаубиц и 75-мм пушек, бронепоезд был прикрыт с воздуха двумя автоматическими швейцарскими зенитными пушками и уже советской счетверенной пулеметной установкой.
Бронирование, как вагонов, так и паровоза, выдерживало винтовочные пули и осколки. В период 1940-1941 года БЕПО № 60 активно использовался руководством наркоматов внутренних дел и обороны в инспекторских поездках, так как случаи нападения на поезда в западных областях БССР фиксировались практически ежедневно.
Последний рейс к западной границе
Обычная стоянка БЕПО НКВД была станция Негорелое в сорока восьми километрах к западу от Минска. Здесь бронепоезд принимал под охрану особо ценные грузы и следовал с ними либо до Бреста и государственной границы, либо уходил на Лунинец и Пинск, где тоже были размещены огромные армейские и окружные склады, а советская железнодорожная колея отсутствовала. Двадцать первого июня перед полуночью бронепоезд сопровождал особо ценный эшелон, шедший в столицу генерал-губернаторства (Варшаву) со стратегическими материалами, включая вольфрам и молибден.
По инструкции бронепоезд должен был оставаться в специальном тупичке возле автохозяйства 60-го полка НКВД, а утром отправиться в путь, сопровождая курьерский поезд Берлин-Москва. Но на этот раз все случилось по-другому. Уже в 2.30 к бронепоезду начали подъезжать автомобили с охраной автоматчиков комендантского взвода полка НКВД по охране железнодорожных объектов. Защитного цвета ящики размещали по всем вагонам. Примерно в 3.30 на станцию прибыло два десятка сотрудников НКВД и гражданских лиц, которые разместились в бронированном вагоне-салоне.
Среди них выделялись два плотных капитана ГБ. Один был начальник Брестского областного НКВД Сергеев. А вот второго местные жители знали как 1-го секретаря Брестского обкома Михаила Тупицина. Эту историю в 1948 году пыталась расследовать брестская прокуратура, но через два месяца прокурор Белорусской ССР, заслуженный партизан Иван Ветров закрыл это дело, хотя оно было возбуждено по его указанию. Ведь Тупицин и Сергеев сразу после войны продолжали работать в Бресте на тех самых должностях. После тихого ведомственного скандала Сергеева перевели в Витебск, а самого Михаила Тупицина в Великий Новгород.
Но самое здесь удивительное, что бронепоезд в первые минуты войны, вместе с руководителями области, командирами полка НКВД( кроме начальника штаба) на всех парах поспешил в Барановичи, оставляя для быстрого захвата самый главный и большой железнодорожный мост Западной Белоруссии через реку Буг, до которого он мог дойти за 8-10 минут. Почему так произошло, и кто подтирал все воспоминания о бронепоезде и уехавших на нем людях, расскажем в продолжении…
Читайте также
- Запрещенные подземные ходы в обороне Брестской Крепости
- Брест 1941 Персональная ответственность майора Кузнецова
- Брест 1941. Самый длинный день командарма Коробкова
- Брест 1941 Ночь диверсий часть 2
- Подземная война Брестской крепости (3 часть)