Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брест 1941 Секрет последнего бронепоезда
Бронепоезд мог активно вмешаться в боевые действия на жд мосту.

Брест 1941 Секрет последнего бронепоезда

В воспоминаниях железнодорожников и командиров, бывших в городе Бресте в первые часы войны, присутствовал бронепоезд 60-го полка НКВД, который за несколько часов до начала войны прибыл в город. А при первых же выстрелах спешно  выдвинулся на восток. Существует множество нестыковок в этом вопросе.

Энергичные действия руководства 60-го полка НКВД

Основная задача бронепоезда — это охрана железнодорожных узлов, коммуникаций и мостов, но с этим как раз 22 июня 1941 года в Бресте дело обстояло ужасно. Возникает вопрос: почему в таком случае железнодорожный вокзал и главный железнодорожный мост через Западный Буг остался без мощного прикрытия, которое бы позволило отправить несколько дополнительных поездов с семьями командиров и беженцами на восток.

Однотипный польский бронепоезд без зенитной площадки и бронированного салона на станции Брест-4

Однотипный польский бронепоезд без зенитной площадки и бронированного салона на станции Брест-4

Вообще действия 60-го полка НКВД по обороне мостов в районе Бреста требует особого изучения. Все мосты, охраняемые частями этого подразделения, были неповрежденными и  переданы немецким войскам. Исключение составляет железнодорожный мост «Влодава». Но его защищал, расположенный неподалеку в лагере разведывательный батальон 75-ой стрелковой дивизии, а шоссейный мост «Бульково» сожгли и уничтожили, прикрывающие отступление штаба 28-го стрелкового корпуса, брестские пограничники.

Зато штаб 60-го полка НКВД — это самое летучее подразделение РККА и НКВД в первые часы войны. Судите сами, в 4.00 22 июня 1941 года начались боевые действия, в 4.05 штаб начал эвакуацию из Бреста, а в 6.40 штаб подразделения, на котором была ответственность за охрану всех железнодорожных и шоссейных мостов и стратегических объектов на железной дороге, находится на станции Барановичи. И должен заметить, между Брестом и Барановичами 200 километров расстояние, и даже в нынешнее время не всякий пассажирский поезд его проходит за два с половиной часа.

Бронепоезд, прикрывающий Брест-Литовскую железную дорогу

Бронепоезд № 60 капитана Чистякова мчался скоростью курьерского поезда, по-видимому, опасаясь повреждения железнодорожного полотна. Хотя, надо отдать должное, немцы практически не трогали железнодорожные пути Брестского узла, на пяти станциях которого к 22 июня 1941 года скопилось более тысячи вагонов с военными грузами, приспособленных к широкой советской колее и почти полторы тысячи вагонов, рассчитанных на европейскую. К началу войны из всей Брест-Литовской железной дороги советская колея присутствовала только в направлении Минска. Но и туда до бывшей пограничной станции границы 1939 года Негорелое, советская колея дублировалась европейской.  А в остальных направлениях: Пинск, Белосток, Ковель, Хелм — продолжали лежать рельсы, рассчитанные на европейский подвижной состав.

БЕПО № 60 отличался от типовых бронепоездов НКВД. Это был один из захваченных польских бронепоездов, которые в середине сентября 1939 года сопровождали специальный литерный поезд Польского правительства с золотым запасом Второй республики. В нем был предусмотрен бронированный вагон-салон, ранее принадлежавший верховному главнокомандующему польской армией. К тому же кроме мощного артиллерийского вооружения, состоявшего из 100-мм гаубиц и 75-мм пушек, бронепоезд был прикрыт с воздуха двумя автоматическими швейцарскими зенитными пушками и уже советской счетверенной пулеметной установкой.

Бронепоезд мог активно вмешаться в боевые действия на жд мосту.

Бронепоезд мог активно вмешаться в боевые действия на жд мосту.

Бронирование, как вагонов, так и паровоза, выдерживало винтовочные пули и осколки. В период 1940-1941 года БЕПО № 60 активно использовался руководством наркоматов внутренних дел и обороны в инспекторских поездках, так как случаи нападения на поезда в западных областях БССР фиксировались практически ежедневно.

Немцы врасплох захватили солдат НКВД охраняющих мост

Немцы врасплох захватили солдат НКВД охраняющих мост

Последний рейс к западной границе

Обычная стоянка БЕПО НКВД была станция Негорелое в сорока восьми километрах к западу от Минска. Здесь бронепоезд принимал под охрану особо ценные грузы и следовал с ними либо до Бреста и государственной границы, либо уходил на Лунинец и Пинск, где тоже были размещены огромные  армейские и окружные склады, а советская железнодорожная колея отсутствовала. Двадцать первого июня перед полуночью бронепоезд сопровождал особо ценный эшелон, шедший  в столицу генерал-губернаторства (Варшаву) со стратегическими материалами, включая вольфрам и молибден.

Груз прибыл в сопровождении автоматчиков НКВД

Груз прибыл в сопровождении автоматчиков НКВД

По инструкции бронепоезд должен был оставаться в специальном тупичке возле автохозяйства 60-го полка НКВД, а утром отправиться в путь, сопровождая курьерский поезд Берлин-Москва. Но на этот раз все случилось по-другому. Уже в 2.30 к бронепоезду начали подъезжать автомобили с охраной автоматчиков комендантского взвода полка НКВД по охране железнодорожных объектов. Защитного цвета ящики размещали по всем вагонам. Примерно в 3.30 на станцию прибыло два десятка сотрудников НКВД и гражданских лиц, которые разместились в бронированном вагоне-салоне.

Среди них выделялись два плотных капитана ГБ. Один был начальник Брестского областного НКВД Сергеев. А вот второго местные жители знали как 1-го секретаря Брестского обкома Михаила Тупицина.  Эту историю в 1948 году пыталась расследовать брестская прокуратура, но через два месяца прокурор Белорусской ССР, заслуженный партизан Иван Ветров закрыл это дело, хотя оно было возбуждено по его указанию. Ведь Тупицин и Сергеев сразу после войны продолжали работать в Бресте на тех самых должностях.  После тихого ведомственного скандала Сергеева перевели в Витебск, а самого Михаила Тупицина в Великий Новгород.

Неразрушенная инфраструктура позволит немцам быстро наладить военные перевозки

Неразрушенная инфраструктура позволит немцам быстро наладить военные перевозки

Но самое здесь удивительное, что бронепоезд  в первые минуты войны, вместе с руководителями области, командирами полка НКВД( кроме начальника штаба) на всех парах поспешил в Барановичи, оставляя для быстрого захвата самый главный  и большой железнодорожный мост Западной Белоруссии через реку Буг, до которого он мог дойти за 8-10 минут. Почему так произошло, и кто подтирал все воспоминания о бронепоезде и уехавших на нем людях, расскажем в продолжении…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники