Выделение из состава 134-ой пехотной дивизии вермахта усиленного моторизованного разведывательного батальона для захвата аэродрома в деревне Малые Зводы свидетельствует о том, что немцы планировали массовый захват в плен советских летчиков и техников.
Подозрительная бездумность командования ВВС Западного особого военного округа
Ведь ни один аэродром РККА не был расположен ближе к границе, чем место дислокации 74-го штурмового авиационного полка. Люфтваффе в полосе наступления 4 Армии РККА имело один пограничный аэродром – Малашевичи, но он им достался от ВВС Польской республики, в качестве стационарной военно-воздушной базы с капитальными строениями и улучшенной взлетной полосой. До сентября 1939 года здесь базировались лучшие польские самолеты – средние бомбардировщики PZL-7 «Лось». Люфтваффе за два года обустроили здесь первоклассные условия для базирования целой бомбардировочной эскадры. Но в отличии от советского командования аэродром в Малашевичах был надежно прикрыт с воздуха: шестью батареями ПВО и с земли двумя батальонами охраны с большим количеством автоматического оружия.
В Малых Зводах противоздушного прикрытия даже не планировалось. В перспективном плане развертывания Кобринского бригадного района ПВО этот аэродром отсутствовал, а зенитно-артиллерийский дивизион 49-ой стрелковой дивизии прикрывал только железную дорогу и основные станции. Это очень в реалиях советских штабов первой половины 1941 года: разместить 70 боевых самолетов рядом с границей и не позаботиться об их прикрытии.
Также мрачно обстояло дело и с наземным прикрытием. 202-ой батальон авиационного обслуживания не был предназначен для ведения боевых действий на земле, ни по вооружению, ни по качеству личного состава. Практически полное отсутствие автоматического оружия и специальных навыков, делало 202-ой батальон боевой единицей уровня военно-строительных батальонов.
Пылающий пограничный аэродром
Первый удар по аэродрому немецкая артиллерия нанесла в 4.20 утра. Он длился не более 10 минут, но точным попаданием были разрушены бараки технического состава и хранилище ГСМ, несколько сотен бочек с авиационным бензином. Пламя было настолько сильным, что его зарево видели в десятках километров от аэродрома. Почти сразу же за артиллерийским налетом на аэродром налетело 10 истребителей-бомбардировщиков Ме-110 в сопровождении девятки истребителей Ме-109.
К сожалению, советские истребители И-153, которые могли противодействовать немецким самолетам, взлететь не могли. До 20-го июня 1941 года в воздухе постоянно находился один из советских самолетов, патрулируя границу, а пилоты дежурного звена находились в кабинах. Но 20-го июня 1941 года, в связи со снижением уровня угрозы поступил приказ слить горючее с баков и сдать боезапас оружейникам. А в субботу, в последний мирный вечер в Малых Зводах было торжественное собрание с показом фильма «Истребители» с Марком Бернесом и танцами, которые закончились с наступлением темноты.
Командир полка майор Борис Васильев 21 июня 1941 года улетел на штабном самолете По-2 в Кобрин на совещание у командира 10-ой смешанной авиационной дивизии, после чего был приглашен политотделом армии на концерт столичных артистов. В 2 часа ночи в 10-ой авиационной дивизии была объявлена боевая тревога, но со штабом 74-го штурмового авиационного полка связи уже не было. Командир дивизии полковник Николай Белов посылает в 2.30 на штабном самолете в Малые Зводы своего заместителя полковника Бондаренко, который объявляет за час до налета немецкой авиации боевую тревогу. Командир полка Васильев исчез по дороге из Кобрина на свой аэродром. Возможно поломка самолета, может быть, его сбили в ночном небе. Он считается пропавшим без вести с самого первого дня войны.
Кто подставил летчиков-штурмовиков
Но, несмотря на прибытие в 74-ый штурмовой полк полковника Бондаренко и объявления в полку боевой тревоги, все советские штурмовики были уничтожены на земле и только четыре самолета немцы уничтожили на взлете. Очень непонятные результаты, если учесть что полк находился уже полтора часа в состоянии боевой тревоги, а значит, несколько машин должны были подняться в воздух, но этого не произошло.
Во время налета техники смогли заправить и вооружить четыре самолета, и летчики попытались взлететь. Но немецкие самолеты, которые кружили над аэродромом, смогли их сбить на взлете. Все четыре пилота погибли. Немецкие самолеты в течение 15 минут бомбили и обстреливали полевой аэродром 74-го штурмового полка, работая группами по 8-12 самолетов. Они не давали пожарной службе тушить горящие самолеты и здания, расстреливая всех, кто пытался покинуть окопы, вырытые в лесу возле аэродрома.
После налёта не оставалось ни одной целой машины. Все 70 боевых самолетов, включая 10 новейших штурмовиков, были уничтожены на земле. Большие потери понес и 202-ой батальон аэродромного обслуживания, из-за которых основная масса бойцов покинула расположение и начала небольшими группами двигаться на север к Хайновке. На аэродроме осталось не более полусотни бойцов с одним единственным командиром, младшим политруком Семенюком, который был уроженцем Брестского района и одним из активистов подполья в Западной Белоруссии…
Читайте также
- Брестское направление — 1941. Предательство или халатность в пограничной дивизии
- Брестское направление-1941. Герои финской войны в белорусском пограничье
- Брест-1941. Юго-западное направление для брестских пограничников
- Брест-1941. Южный маневр брестских пограничников
- Брест-1941. Семь отбитых атак на далёкой пограничной заставе