Лесной массив неподалеку от деревни Дубой стал местом рассредоточения сводного мотоциклетного полка, под командованием майора Ивана Плевако, который неожиданно для себя приобрел флотское начальство в лице контр-адмирала Рогачева. Главный морской штаб и Наркомат флота поручили контр-адмиралу Рогачеву с 27 июня 1941 года возглавить оборону пинского направления, так как в течении двух дней не могли найти ответственных за этот участок обороны, ни в штабе Четвертой Армии, ни в штабе Западного фронта.
Пинск — флотская база, брошенная армией
А без координации с сухопутными войсками невозможно было планировать эвакуацию кораблей, запасов продовольствия и имущества не только складов флотилии, но и огромных запасов Наркомата обороны и Наркомата внутренних дел. Западный фронт, в лице генерала армии Дмитрия Павлова, предложил подчинить командующему Пинской флотилией все стрелковые части, выходившие из окружения из состава Четвертой Армии. Это по большей части были неорганизованные и почти невооруженные подразделения, отступающей от самой границы 75-ой стрелковой дивизии.
Генерал-майор Семен Недвигин, командир дивизии, должен был стать помощников Рогачева по сухопутной обороне. Но пока штаб фронта имел сведения только, что он жив и с частью своего штаба следует в Пинск. Успешные действия мотоциклетного полка майора Плевако изменили стратегические замыслы фашистов. По их данным оборону пинского направления нес усиленный мотострелковый полк и несколько батальонов оперативных войск НКВД. В районе Лунинца, очень крупной железнодорожной станции на перекрестке железнодорожных путей на Гомель, Брест, Киев, Барановичи в 40 километрах восточнее Пинска, немецкая разведка подозревала формирование нового стрелкового корпуса и механизированных частей.
Поэтому в дополнение к наступавшей 1-ой кавалерийской дивизии на это направление начали выдвигаться 255-ая и 267-ая пехотные дивизии. В то же время танковая группа Гудериана уже взяла без боя областной центр Барановичи (200 км от государственной границы), который представлял собой крупнейший железнодорожный узел, захватив более сотни паровозов ФД, которые по какой-то причине руководство Брест-Литовской железной дороги не успело перегнать вглубь страны. Захваченные паровозы с широкой колеёй моментально улучшили снабжение наступающей немецкой армии. А атаковавшая с севера танковая армия Гота 28 июня практически без потерь захватила столицу БССР — Минск (345 км от государственной границы), которую никто особо и не оборонял, за исключением очагового сопротивления, но об этом еще будет цикл статей.
Передовой полк майора Плевако
Поэтому находившийся на расстоянии всего 160 километров от государственной границы в обороне объединенный полк майора Плевако, по численности больше напоминавший батальон был самой передовой частью РККА на Западном Фронте. 20-ый мотоциклетный полк сохранил знамя, штаб, автомобили и мотоциклы. В то же время часть занимала линию обороны согласно приказу командования и не была в окружена. На 28 июня 1941 полк Плевако был единственным соединением, которое выполняло несколько функций, кроме обороны на линии Дубой-Поречье в Яновском районе, бойцы полка выполняли роль заградительной комендатуры на шоссе. За два дня почти 4000 бойцов и командиров было направлено в распоряжение Пинского военного комиссара.
К сожалению, бойцов желающих остаться на рубеже находилось немного, да и командир полка не настаивал, сохраняя в своей части атмосферу стойкости и надежности во всех подразделениях. Василий Корж, начальник отдела обкома партии, имеющий звание майора ГБ, о котором знали лишь несколько человек в Москве тоже оставался в полку, высылая навстречу немцам диверсионные группы, составленные из ячеек расконсервированного боевого подполья.
Опыт партизанской войны
Группам ставилась задача нападать на отдельные группы солдат, отставшие автомобили, конвоиров военнопленных и далее следовать в район дальнейшего развертывания . В будущем из этих боевых групп было сформировано Пинское партизанское соединение, которое к концу 1943 года, контролировало 4/5 территории области, уничтожив более 25000 солдатов и офицеров противника. Гитлеровцы в первую неделю войны, привыкли к другому поведению частей РККА, и вдруг на Пинском направлении вернулась тактика партизанской войны, особенно против частей тыла. Темп наступления был сбит, и продвижение немецких войск застопорилось за 45 километров до Пинска.
Но немецкие кавалеристы, разъезжающие в дозорах по местным деревням, не могли себя чувствовать спокойно. Бойцы-мотоциклисты, пересевшие для внезапности на лошадей, могли появиться в любом месте, а потом также бесследно исчезнуть, так как проводниками у них были члены подполья, готовившиеся к партизанской борьбе в этой местности и изучившие без всяких карт все тропы и маршруты. Только пленных с 27 по 30 июня бойцы Плевако взяли полтора десятка ефрейторов и унтер-офицеров.
Танки, которые мотоциклисты майора Плевако успели спасти под самым носом у наступающих немецких войск благополучно прибыли в Пинск, в распоряжение коменданта города. Четыре танка было придано отдельной бригаде морской пехоты, которая формировалась из береговых служб флотилии, наземного авиационного персонала и мотострелкового батальона НКВД, а семь единиц было, несмотря на начинающуюся панику, отправлено под конвоем на платформу с эшелоном имущества флотилии в Киев.
Один танк оставался в распоряжении сводного моторизированного полка, подчиненного контр-адмиралу Рогачеву. Вошедшие в Пинск танки Т=34 стали причиной паники среди местного населения. Пост из моряков, на въезде в город увидев незнакомые танки на окраине города, без опознавательных знаков, доложил в штаб о прорыве в город нескольких десятков танков, чем вызвал панику не только у местного населения, но и в порту, на вокзале и у гарнизона НКВД, но об этом в продолжении…
Читайте также
- Брест 1941. Самая танцующая танковая дивизия РККА
- Пропавшие защитники Брестской крепости
- Брест 1941. Танковое усиление болотных дяьволов майора Плевако
- Брест 1941 Самая везучая бригада РККА
- Брест 1941.Тайная система партизанских баз