Отличное шоссе с твердым покрытием Кобрин—Пинск, во второй половине дня 23 июня 1941 года было достаточно оживленным. Хотя командующий 4 Армией РККА генерал-майор Коробков ожидал большего потока беженцев на Восток.( см Брест 1941 Перспективный план генерала Коробкова). Но по направлению к Пинску двигались в основном тыловые части армии, 10-ой смешанной авиадивизии, Кобринского бригадного района ПВО (5 из 6 дивизионов которого вывели на учения в Минскую область, незадолго до начала войны). Было также несколько боевых групп 6-ой стрелковой дивизии, которые с боем уходили из Бреста, принимали участия в боях под Жабинкой и в обороне Кобрина.
Отсутствие зенитного прикрытия штабов на брестском направлении
Люди не спали двое суток и смотрели на автомобили руководства армии без всяких эмоций, расступаясь перед небольшой колонной, во главе которой шел уникальный бронеавтомобиль, который можно было назвать первой бронированной машиной ПВО. Это был оснащенный трофейной (после похода 1939 года) зенитной шведской 40-мм пушкой советский бронеавтомобиль БА-И, на базе американского грузовика, сделанный умельцами механических мастерских в Кобрине, для охраны штаба 14 механизированного корпуса.
Но на 22 июня этот бронеавтомобиль был единственным средством ПВО в городе, где находились: штаб армии, штаб механизированного корпуса, штаб авиационной дивизии, штаб бригадного района ПВО, аэродром истребительной авиации, огромные армейские склады. По плану Кобрин должен был быть прикрыт с воздуха тремя дивизионами средних зенитных орудий. Но в день начала войны в городе из всех средств ПВО был только этот гибридный бронеавтомобиль и батарея МЗА прикрывавшая штаб армии, которая была уничтожена с первым налетом.
Новые указания Западного фронта
Спустя два часа после выезда из Кобрина командующий прибыл в Дрогичин, где в штабе 20 мотоциклетного полка его ждало несколько неприятных известий. Самое главное, это телефонограмма начальника штаба Западного фронта о приказе прибыть в район Березы и организовать контрудар силами 14 механизированного корпуса и 42-ой стрелковой дивизии, которые в представлении Москвы и Минска оставались мощными соединениями, способными остановить немецкое наступление. Прибыть командующему в район Березы предписано было не позднее 22.00 23 июня 1941 года.
Военный комиссар Пинской области доложил, что в течение недели готов мобилизовать в действующую армию до 20000 человек, более 350 автомобилей и почти 6000 лошадей. Проблема была со стрелковым оружием, так на складах в Пинске хранились в основном боеприпасы, а вот стрелкового оружия практически не было, за исключением нескольких тысяч винтовок СВТ, которые было нежелательно доверять новобранцам.
Представитель Пинской флотилии тоже не порадовал: вышедшие для поддержки 4-ой Армии РККА мониторы и бронекатера вынуждены были развернуться и уйти обратно на базу. Причина была в том, что немецкие саперные части взорвали шлюз неподалеку от Кобрина и Днепро-Бугский канал стал стремительно мелеть, становясь несудоходным для кораблей и катеров флотилии. Поэтому установить артиллерийский заслон на шоссе Кобрин-Пинск флотилия не имеет возможности.
Парашютисты, националисты и трофейное оружие
Последними к командарму Коробкову подошли старший лейтенант ГБ в запыленной форме и с уставшим лицом, и человек лет сорока, со внешностью колхозного бригадира. Это оказались начальник Пинского областного управления НКВД Михаил Одинцов и один из самых засекреченных людей довоенной БССР — Василий Корж, о личности которого будет целый цикл статей. От них командарм узнал неизвестную ранее информацию.
Еще до начала военных действий, 21 июня 1941 года, два транспортных самолета, неизвестной принадлежности, похожие на советские ПС-84 скинули в районе Пинска парашютный десант. Примерно 30-35 человек. Вечером по дороге в город Лунинец была обстреляна автомашина Пинской военной флотилии и убит краснофлотец-водитель. Пропали военинженер 3 ранга интендантской службы и сержант ГБ, которые ехали по делам в Лунинец и Ленин. У них с собой была карта всех складов снабжения с информацией об их охране и находящегося на них военного имущества.
Ночью на 22 июня удалось предотвратить диверсию, направленную на взрыв склада авиабомб в Жабчицах, где базировался бомбардировочный авиационный полк. На трассе Брест-Лунинец активизировались боевики «Полесской сечи», военизированного формирования украинских националистов действующего на территории белорусского Полесья. К сожалению, немецким диверсантам удалось взорвать склад армейского инженерного имущества, в который в апреле-мае 1941 года свозился якобы лишний шанцевый инструмент, инженерные заграждения и взрывчатка. Взрыв был настолько сильным, что на станции Молотковичи взрывной волной перевернуло воинский эшелон с 13 танками и паровозом. Армия оставалась не только без мин, взрывчатки, но и необходимого инструмента для обустройства позиций.
Были неожиданности и приятные. Оказывается, в 40 километрах от Дрогичина, на станции Янов-Полесский находились склады НКВД, на которых хранилось имущество Польской армии, разоруженной в 1939 году. Часть этого имущества, вплоть до начала 1941 года находилась в специально оборудованных лесных тайниках, но после активизации групп украинских националистов и польских подпольных подразделений Армии Краевой, которые обнаружили несколько таких хранилищ, всё было перевезено в Янов Полесский.
Руководство республиканского НКВД предлагало использовать это оружие для истребительных батальонов и армейских нужд. На складах находились десятки тысяч винтовок «Маузер», сотни пулеметов «Виккерс», десятки противотанковых орудий «Бофорс». С боеприпасами обстояло неважно: от одного до полутора боекомплектов, в зависимости от типа оружия. Но это было лучше, чем ничего. К тому же прямо в Дрогичине, благодаря выставленному заслону 20-ым мотоциклетным полком заслону начинали скапливаться несколько тысяч невооруженных бойцов Красной Армии и мужчин призывного возраста, и их количество продолжало расти. Со складами польского оружия надо было решать срочно, но сам Коробков не мог туда выдвинуться, так как командующий Западным Фронтом ждал в Березе к 22.00 23 июня 1941 года. Из Дрогичина в Березу вела хорошая рокадная дорога… Продолжение в следующей части.
Читайте также
- Брест 1941. Пограничный отряд. Ночь диверсий
- Брест 1941. Перспективный план генерала Коробкова
- Смертельные подземелья Брестской крепости
- Брест 1941. Схватка диверсантов
- Брест1941. Последний резерв генерала Коробкова