Новейшие танки, так успешно уведенные под самым носом у немцев «болотными дьяволами» майора Плевако, были без опознавательных знаков и въехали в Пинск без сопровождения.
Краснофлотцы не опознали танков
Если бы командир отдельного моторизованного полка мог предугадать последствия этого шага, то он наверняка бы предоставил мотоциклистов в сопровождение. На западной окраине города близ шоссе Кобрин-Лунинец стоял пост моряков Пинской военной флотилии, которые отлично знали силуэты немецких катеров, а вот с опознаванием отечественной танковой техники существовали проблемы. Появление незнакомых танков деморализовало моряков, еще ни разу не вступавших в бой. По телефону, проложенному на пост, было доложено в штаб гарнизона, что в Пинск ворвалось до батальона немецких танков и мотопехоты.
Надо сказать, что на протяжении недели с начала войны в Пинск прибывали беженцы из районов, захваченных уже немецкими войсками. Убегавшие от войны рассказывали о тех страшных вещах, которые с приходом фашистов стали происходить с евреями и “восточниками”. Они стремительно пытались покинуть город, добраться до крупной железнодорожной станции Лунинец (50 км восточнее Пинска), откуда еще ходили поезда в Киев и Гомель. Эти города для беженцев казались безопасными. Поэтому сообщение о ворвавшихся в город немецких танках, при отсутствии связи с заслоном майора Плевако породило волну паники.
Уход флотилии и взрыв складов
К сожалению, ей оказалось подвержено и руководство Пинской военной флотилии, которое приняло решение о немедленной эвакуации основных кораблей восточнее города на маневренную базу, расположенную в селе Дорошевичи. А также начало прорабатывание вопроса об отходе судов в район Мозыря. Одновременно из Пинска на кораблях и баржах пытались эвакуироваться работники советских органов власти с семьями, которым не хватало имеющихся в наличии плавсредств.
Растерянность охватила и гарнизон НКВД, где почти на тысячу человек личного состава самым старшим по званию оставался командир 6-ой роты 23-го мотострелкового полка НКВД лейтенант Андрей Матвеенко. Он, как начальник Пинского гарнизона НКВД, принимает достаточно странное решение о взрыве Пинских окружных артиллерийских складов. Особенно удивительно оперативность выполнения этого решения.
Через три часа огромный взрыв потряс город и его окраины, и над пригородом Пинска поднялось огромное зарево. Всю ночь слышались отдельные взрывы, запугивая и так отчаявшееся местное население. Как позже выяснилось, взрыв организовали настолько быстро, что даже и не отпустили снаряды трем автомобилям дивизиона ПВО, которые защищали небо над Пинском. И с 29 июня 1941 года 37-мм и 85-мм пушки флотского дивизиона остались без боеприпасов. Всего было уничтожено 475 вагонов боеприпасов самых распространенных калибров в РККА.
Позже комиссия Генштаба сочтет взрыв артиллерийских складов в Пинске, одной из основополагающих причин потери практически всей артиллерии Четвертой Армии РККА, что вызвало невозможность организации полноценных оборонительных рубежей. Танки, в которых не было экипажа, а только механики-водители, остановились неподалеку от железнодорожного вокзала, куда и пошел младший воентехник, бывший старшим в колонне. В его задачу входило найти коменданта станции Пинск и выйти на связь с военным комиссаром области.
Но в ночном городе уже царил беспорядок. Не утихали разрывы снарядов в пригороде, на неосвещенных улицах вспыхивала стрельба. Только к 5 утра 30 июня 1941 года высланные по всему городу усиленные патрули, состоящие из обученных бойцов роты морской пехоты флотилии и курсантов милиции, обнаружили полное отсутствие немцев в городе. Зато удалось обезвредить группу из пяти человек, вооруженных пистолетами и ракетницами.
Но к тому времени основная часть Пинской военной флотилии покинула город, прихватив с собой даже все вспомогательные суда. Они встали на якорь на реке Припять в сорока километрах восточнее Пинска. Почти 80 судов и катеров растянулись на шесть километров, создав, наверное, самый длинный речной караван военных кораблей и катеров в истории флота. Из Пинска были также эвакуированы два дивизиона береговой артиллерии и дивизион зенитной артиллерии. Оставшиеся штурмовики отдельной авиационной эскадрильи перелетели на аэродром вблизи Киева.
Враг совсем рядом
Прибывший в Пинск командир 75-ой стрелковой дивизии генерал-майор Семен Недвигин тоже не стал долго задерживаться в городе. Немного передохнув с остатками своего штаба в опустевшем здании флотилии, он принял решение выдвигаться в район Лунинца, где надеялся организовать оборону. Оборонять Пинск после его оставления частями флота не входило в его планы. Единственное, что он сделал — посетил аэродром, на котором находилось несколько уцелевших бомбардировщиков СБ и почти сотня новеньких авиадвигателей М-105.
Генерал-майор поручил силами местного населения организовать погрузку двигателей и их отправку на железнодорожную станцию Молотковичи, откуда существовала возможность вывести их вглубь страны. А командира полка он попросил прихватить в Бобруйск старшего батальонного комиссара с трофейными документами особой важности.
После этого генерал и штаб, конфисковав несколько автомобилей и автобус в гараже Пинского облисполкома, выехали по направлению в Лунинец. Большой город оставался без защиты, если не считать нескольких сотен милиционеров, двух взводов морской пехоты и, оседлавшего шоссе, отдельного моторизованного полка майора Плевако, действующего партизанскими методами. Но об обороне Пинска такими малыми силами поговорим в продолжении.
Читайте также
- Неизвестные герои подземных казематов Брестской крепости
- Брест 1941. Флотские мотострелки-кавалеристы адмирала Рогачева
- Брест 1941 Диверсанты для сталинского фаворита
- Брест-1941. Странная предвоенная неделя для самой пограничной танковой дивизии РККА
- Брест 1941. Самая танцующая танковая дивизия РККА