В Советском Союзе на базе студии “Беларусьфильм” снималось много фильмов по классической русской литературе, причем все они были отличного качества и становились заметным явлением в культурной жизни СССР в 70-ые и 80-ые годы. Первые фильмы по произведениям Антона Павловича Чехова “Хамелеон” и “Медведь” были сняты еще в довоенный период и расчитаны они были на зрителя восточнее Минска. В 30-че годы ВКПб проводила в БССР политику белоруссизации, для создания привлекательного образа для белорусов, проживающих в Польской республике, где происходила ползучая полонизация Западной Белоруссии. Поэтому активно снимали фильмы по белорусским классическим произведениям и рассказам еврейских писателей, так как в БССР в те годы евреи составляли почти треть всего населения.
Вернулся интерес к классическому кино после практически анекдотического случая. Всесильная министр культуры СССР отдыхала на Полесье в скромной старинной усадьбе, переделанной в маленький санаторий для творческой номенклатуры. И сказала тогдашнему министру культуры БССР Михаилу Манкевичу, что места здесь просто тургеневские. На что республиканский чиновник не растерялся и попросил денег на фильм по произведениям Тургенева, сверху выделенного финансирования.
Было решено экранизировать несколько рассказов из “Записок охотника”. Доверили экранизацию маститому режиссер Виктору Турову. Фильм получил достаточно нетривиальное название “Жизнь и смерть дворянина Чертопханова”. Белорусский режиссер к полесским декорациям взял на главные роди литовского актера и украинскую актрису. Интернациональный тандем создал очень яркий и сильный фильм в двух сериях, который стал одной из визитных карточек Домов советской науки и культуры в разных странах мира.
В 1983 году по телевизору с успехом идет снятый на белорусской киностудии четырехсерийный фильм “Отцы и дети”. Советский зритель, которого в школе заставляли смотреть русскую классику, экранизированную в 30-50-ые годы, где молодых людей играли заслуженные артисты и артистки с удивлением узнал, что классическое школьное произведение может быть интересным для просмотра и можно ждать с таким же нетерпением следующую серию, практически как новый выпуск телеспектакля “Следствие ведут знатоки”. Конечно большая заслуга в этом сильного актерского коллектива: Владимира Самойлова, Бориса Химичева, Владимра Конкина. Фильм после премьерного показа на первом советского канале, через месяц повторили на втором канале, что в те времена было уникальным событием.
В 1988 году на экраны а позже и для телевизионного показала выходит великолепный приключенческий фильм “Благородный разбойник Владимир Дубровский” по повести Александра Пушкина. Великолепный исходный литературный материал, позволил создать кроме киноверсии, четырех серийную телевизионную ленту. Это был первый такой опыт в советской киноиндустрии. Этот фильм полюбился всем подросткам и его с удовольствием смотрели в школьных кинозалах. Это был советский “Зорро”, только снятый по повести, которую каждый проходил в школе. Ну и просто роскошная игра актеров, юного Михаила Ефремова и Марины Зудиной сделала из этого фильма настоящий телевизионных хит 1988 года. Правда многие литературоведы были недовольны некоторыми добавлениями в канонический сюжет, но основная масса зрителей этого не знала и с удовольствием наблюдала как развлекался богатый барин Владимр Самойлов, пока не перешел дорогу молодому Михаилу Ефремову.
В 1989 году Беларусьфильм снимает к 120 летнему юбилею Ивана Бунина фильм “Несрочная весна”, созданный по мотивом нескольких рассказов писателя. Двухчасовая лирическая драма состоит из трех частей. Начинается действие фильма в 1923 году, а воспоминания главного героя уводят его последовательно в счастливый предвоенный 1914 год и революционной 1917 год. На главные роли в этом фильме взяли малоизвестных театральных актеров, зато роль второго плана исполняет блистательный Леонид Куравлев. Фильм вышел на экраны в разгар распада государственности, поэтому не смог получить причитающие ему хотя бы культурные дивиденды. Единственный приз он получил, как лучший белорусский фильм 1990 года.
В 1990 году на белорусской киностудии экранизируют одну из самых востребованных в кино повестей Ф.М. Достоевского “Вечный муж”. Всего попытка Достоевским создать комедию на подобии мольеровских экранизировалась в пяти странах более десяти раз. “Вечный муж” от “Беларусьфильма” – это прежде всего уникальный актерский коллектив задействованный в картине. Это и советские секс-символы Игорь Костолевский и Дмитрий Харатьян, неповторимая Лидия Федосеева-Шукшина, искренний Станислав Любшин. Даже на второстепенных ролях были задействованы знаменитые Ростислав Янковский и Елена Яковлева. Фильму мешала постоянное обесценивание денег, задержка финансирования, дефицит хорошей пленки, но фильм удалось снять. Именно его считает вместе с французской версией лучшей экранизацией этого произведения. Когда снимались некоторые сцены в одном из белорусских городов, зрители за Еленой Яковлевой ходили табунами просто прося автограф, из-за того, что они в ней узнавали куртизанку из нашумевшего фильма ”Интердевочка”, а горячие продавцы цветов просто заваливали ее в ресторане шампанским и фруктами, тайно мечтая о взаимности. Это ее очень смешило и отвлекало от роли в фильме “Вечный муж”.
На “Беларусьфильме” должны были в начале 90-х годов сниматься и “Преступление и наказание” по Достоевскому, но отсутствие в то время зрительского и спонсорского интереса затормозило это процесс видимо навсегда.
Читайте также
- 5 запрещенных белорусских фильмов по сценарию Василя Быкова
- Семь белорусских фильмов в жанре хоррор
- 8 белорусских фильмов о войне, которые нужно смотреть на 9 мая
- 12 реалистичных фильмов о войне по Василю Быкову (часть 2)
- 12 военных фильмов по Василю Быкову, которые необходимо посмотреть (1 часть)