Отзывы на наши статьи по истории белорусского кинематографа, и про фильмы снятые на киностудии Беларусьфильм, показали, что многие ошибочно считают белорусскими, некоторые военные фильмы. Сейчас мы расскажем об основных заблуждениях наших читателей.
«Иди и смотри» — во время премьеры школьники падали в обмороки
«Иди и Смотри» фильм снятый «Мосфильмом», московским режиссером Элемом Климовым. Наверное, это один из самых жутких фильмов о войне, где идет смакование самых страшных натуралистических моментов. К фильму всегда было очень двоякое отношение в Беларуси. С одной стороны фильм показывал без прикрас и угарного патриотизма всю жуть войны и весь кошмар немецкой оккупации, и животную бесчеловечность карателей.
Но всё это было показано на фоне забитого и убогого народа, каким, по мнению режиссера, были белорусы. Даже во времена БССР, местный отдел культуры ЦК КПБ обращал внимание на эту дисгармонию, что в ленте Климова все местные люди показаны с печатью вырождения на лице. Апофеоз этого – главный герой — мальчик Флёра, которого привезли сниматься из Москвы. Элем Климов талантливый режиссер и сумел из мальчика вылепить главного героя с очень запоминающейся внешностью, с застывшим ужасом в глазах.
Фильм снимали на белорусском Полесье неподалеку от городов Туров и Пинск. Именно там была наиболее подходящая натура болотного края. Но в самой БССР фильм приняли довольно прохладно, хотя на него, во время премьеры сгоняли учеников 8-10 классов на обязательный просмотр. Кто видел этот фильм понимает, что на такую жесткую картину нельзя сгонять насильно, и к тому же удерживать там детей. В зале и плакали и кричали и падали в обморок. Может из-за этого, более старшее поколение белорусов не разделяет большинство восторгов, связанных с лентой «Иди и смотри». Да и сама повесть, написанная Александром(Алесем) Адамовичем всегда, в среде местной творческой интеллигенции, считалась произведением конъюнктурным, хотя и добротно написанным.
«Franz+Полина» – любовь и оккупация
Перу Александра Адамовича, который в конце 80 – х годов переезжает в Москву принадлежит еще одна повесть, по которой снят фильм, ошибочно считающийся белорусским. Это небольшое произведение «Немой», по которому московский режиссер Михаил Сегал снял фильм в 2006 году «Franz+Полина».
Тут уже среди немцев находится один романтик, который влюбляется в белорусскую девочку, и уходит от своих, с ней в лес. После многих испытаний его убивает, маленький мальчик, у которого каратели казнили родителей. Фильм тоже с надрывом, жестокими сценами и отсутствием счастливого финала. Картина снималась в окрестностях Могилева, и именно в местных дремучих лесах происходит действие фильма. Конечно, создателям этого фильма далеко до профессионалов, снимающихся в советское время у Элема Климова, где для натуралистичности, актеров играющих карателей две недели поили плохой водкой и самогоном, чтобы лица, без грима приобрели красно-синюшный вид. Но фильм получился в традициях Адамовича, неприглядно о войне, а романтическая история в духе «Ромео и Джульеты» на фоне ужаса оккупации делает его более человечным, чем «Иди и Смотри».
Мосфильмовская «Брестская Крепость»
«Брестская Крепость» — в этом фильме, хоть и стоит лейбл «Беларусфильма», вместе с «Мосфильмом» и рядом российских кинокомпаний, картина не является белорусской. Из белорусского там только места съемок, реквизит и массовка. Это полностью российский патриотический продукт, снятый модным режиссером, создателем многочисленных «Елок» — Александром Котом, на деньги бюджета Союзного государства России и Беларуси.
Фильм создан в лучших традициях голливудских фильмов про войну. Слишком громко, слишком ярко, слишком пафосно. Но видимо перед создателями фильма стояла задача рассказать о подвиге защитников Брестской Крепости молодому поколению доступными методами. Некоторые, особо героические моменты вроде подбитого из ручного пулемета самолета или атаку чеченцев с саперными лопатками на вооруженных автоматам немцев были вырезаны по рекомендации консультантов фильма «Брестская Крепость».
Но фильм пришелся на юбилей Победы, во время патриотического подъёма, поэтому сыграл только положительную роль в проявлении интереса молодежи к подвигу защитников Брестской Крепости. Но историческим фильмом, рассказывающим о подлинных событиях июня-июля 1941 года, его назвать нельзя. Тут вне конкуренции фильм, снятый «Мосфильмом» по сценарию Константина Симонова в 1956 году «Бессмертный гарнизон».
Про защитников Крепости смотрел Ким Чен Ир
Так же к теме защитников Брестской Крепости обращался и автор одного из лучших военных фильмов «А зори здесь тихие» — Борис Васильев. По его небольшой, но очень пронзительной повести «В списках не значился» был в 1995 году снят малобюджетный фильм «Я русский солдат». Фильм об обороне Брестской Крепости, из-за недостатка финансов снимался в павильонах в России. Яркая роль старшины-предателя в этом фильме досталась, тогда еще не очень известному Алексею Булдакову. Фильм даже получил две награды кинофестивалей в Минске и Пхеньяне. В Северной Корее «Я русский солдат» демонстрировался на местном телевидении.
Фильмы, снятые о Беларуси российскими и зарубежными режиссерами мы еще обсудим в следующих статьях.