Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » Белорусский кинематограф » Три великих военных фильма Алеся Адамовича
Иди и смотри далек от героизма

Три великих военных фильма Алеся Адамовича

Сценарий к самому знаменитому за рубежом фильму о Великой Отечественной войне “Иди и Смотри написал уникальный и талантливый человек Алесь Адамович. За свою писательскую биографию он не создал такое большое количество произведений, как Василь Быков, но сумел написать яркие и пронзительные вещи о борьбе в оккупации на территории БССР.

Алесь Адамович и Василь Быков

Алесь Адамович и Василь Быков

Связной партизанского отряда

Все его значимые произведения были экранизированы. В них жестко и правдоподобно показана жизнь под оккупацией с её моралью, подлостью, героизмом и трагедиями. А секрет такой правдоподобности достаточно прост — автор просто описывал свою раннюю юность. Война застала Алеся в возрасте 14 лет. Несмотря на то, что Бобруйский район находится в 400 километрах от границы, никто не предпринимал никаких усилий по эвакуации гражданского населения. Мать Адамовича, догадываясь, что сыну может грозить выезд в Германию, смогла задобрить служащую фольксдойче и сделать справку где Алесю уменьшили на два года возраст и он даже при оккупационном режиме еще подлежал обучению в базовой школе

Многое что описывал Адамович он пережил сам

Многое что описывал Адамович он пережил сам

Уже в 1942 году на него выходит начальник разведки партизанской бригады имени Кирова и 15-летний Алесь становится связным и разведчиком. Он доставляет в партизанский отряд лекарства, необходимые для лечения тяжелобольных яйца, масло, творог, похищенные с кухни полицейского гарнизона. Его сведения помогают обезвредить несколько особо ретивых фашистских приспешников из  состава казачьего полицейского батальона. В 1943 году, находясь под угрозой ареста, Адамович уходит в партизанский отряд и проходит службу в комендантском взводе, вплоть до освобождения БССР.

В 1944 году его по направлению Штаба партизанского движения направляют на учебу в Лениногорск. В это время Адамовича награждают медалью “Партизану Великой Отечественной Войны II степени. Но после войны желание изучать родной язык и писать перевешивает возможность работать в органах безопасности и Алесь Адамович поступает на филфак БГУ. В полуразрушенном доме без воды, но с протекающей крышей, где находилось студенческое общежитие, появляются первые рассказы, которые станут впоследствии костяком его произведений “Война под крышами”, “Сыновья уходят в бой”, “Хатынская повесть”, “Каратели”.

«Война под крышами»

В 1960 году впервые выходит журнальный вариант романа “Война под крышами”. А в 1967 году молодой, но уже признанный режиссер Виктор Туров просит Алеся написать сценарий по этому произведению. Фильм снимается полтора года. На роль главной героини Виктор Туров приглашает Нину Ургант, которая несколько лет назад получила приз Венецианского кинофестиваля. Премьера должна была состояться в конце 1970 года, но ее специально перенесли на март 1971 года для делегатов самого важного собрания Советского Союза -24-го Съезда КПСС. Фильм отлично приняли кремлевские старцы из Политбюро, хотя тогда они еще не были в полном расцвете сил.

Война под крышами

Война под крышами

Особенно фильм понравился члену Политбюро и первому заместителю главы советского правительства Кириллу Мазурову, бывшему партизану и земляку Алеся Адамовича. С такой премьерой фильму был гарантирован отличный прокат, а также полноценная демонстрация за рубежом. Фильм об атмосфере оккупации маленького города и формировании очагов сопротивления, посмотрели жители 36 стран, включая Мексику, Перу, Индию, Польшу, Югославию, Финляндию.

Фильм завоевал несколько второстепенных награда. В “Войне под крышами” звучат две песни Высоцкого: “Аисты” и “Песня о потерянном времени”.

«Сыновья уходят в бой»

Продолжение фильма начали снимать еще до премьеры первой части. К тому же повесть “Сыновья уходят в бой” была опубликована еще в 1963 году. Вместе “С войной под крышами” она составила дилогию “Партизаны”. Вторая часть снималась в 1969 году, и рассказывала о том, как сыновья-партизаны продолжил дело матери подпольщицы. Персонаж Нины Ургант в этом фильме оставался самым главным и значимым.

Сыновья уходят в бой

Сыновья уходят в бой

К сожалению, не прогнозируя коммерческого успеха, государство не выделило на эти фильмы импортную цветную пленку, а отечественная продукция была не надлежащего качества. Поэтому обе части сняты в черно-белом виде. Но Виктор Туров большой  мастер выразительного использования минимальной цветовой гамме. Так что возможно фильмы по сценарию Адамовича от этого только выиграли. Украсили картины и одни из лучших песен Владимира Высоцкого на военную тематику: “Он вчера не вернулся из боя” и “Сыновья уходят в бой”.

«Иди и смотри»

“Иди и смотри” -это уникальная картина, снятая  по сценарию Алеся Адамовича. Удивительно, что эту  картину взялся снимать режиссер, фильмы которого часто запрещали к показу на советских экранах. Но надо ему отдать должное, если он хотел привить чувство отвращение к любой войне, ему это удалось. “Иди и смотри” просто смакует насыщенный натурализм и беспредельную жестокость. Элем Климов создал фильм, где сложно испытать положительные эмоции, хотя  бы к одному герою. Ненависть, жалость, омерзение, сострадание — это сколько угодно, но с любовью или просто симпатией к героям картины относится невозможно.  Яркая цветная атмосфера, позволяющая раскрыть глубже мерзости войны, и умело подобранное музыкальное сопровождение создают сильнейший психоделический эффект.

Иди и смотри далек от героизма

Иди и смотри далек от героизма

Лицам с неуравновешенной психикой вообще не стоит смотреть этот фильм. Когда фильм вышел на экраны многие бывшие партизаны его яростно критиковали за показную жестокость и отсутствие ярких позитивных моментов. Но фильм понравился только назначенному заведующему отдела пропаганды ЦК КПСС Александру Яковлеву, и это предопределило его успех. Начались коллективные просмотры фильма школьниками и студентами. Позже психологи заметят прямую связь увеличения подростковых правонарушений после просмотра этого фильма. “Иди и смотри” талантливо воздействует на психику, поэтому его следует смотреть только людям, которые уже выработали для  себя индивидуальные моральные принципы.

Но даже у человека подготовленного многие фрагменты фильма могут вызвать рвотные рефлексы своим гомерическим натурализмом, поэтому следует решить для себя, нужно ли вам обязательно смотреть эту картину. ”Иди и смотри” стал лучшим советским фильмом 1985 года и получил главные призы престижного Московского кинофестиваля, а также Всесоюзного фестивалей в Алма-Ате и Международного фестиваля в Португалии. Последняя награда — это приз на Венецианском фестивале 2017, куда отправили отреставрированную цифровую копию картины.

Адамович также много сделал в увековечении памяти сожженных белорусских деревень, в том числе и всемирно известной Хатыни. Его документальные фильмы по этой теме остаются лучшими фактическим материалом по изучению ужасов оккупации БССР.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники