Десятая смешанная авиационная дивизия, прикрывающая в июне 1941 года район Бреста и Кобрина, где находился штаб 4-ой армии РККА и огромные окружные и армейские склады имела в своем составе четыре полноценных авиаполка. Самый обученный, 133-й истребительный полк базировался в Кобрине, это 40 километров восточнее от Бреста, там же находился и штаб авиационной дивизии. Два полка: 74-й штурмовой и 33-й истребительный — базировались в Пружанах примерно в 75 километрах от границы. Там в 1937 году французскими инженерами был построен аэродром, рассчитанный на развертывание авиационной учебной школы. Имелись даже легкие ангары для самолетов. Но рассредоточить почти сотню самолетов И-15, И-153, И-16, а также несколько новейших Ил-2 и Миг-1 на этом участке было невозможно.
Роковое решение погубившее штурмовой авиаполк
Незадолго до нападения 34 самолета И-15, которые числились как штурмовики, были переведены на полевой аэродром, возведенный военно-строительными частями в мае 1941 года. Тут имелись хорошие возможности для маскировки самолета, разбираемая взлетная полоса из металлических пластин, захваченная еще в 1939 году у Польши, и даже земляные укрытия для самолетов и горючего. Все было очень продумано, кроме одного. До государственной границы было не более шести километров, и самолеты попадали под обстрел даже дивизионных гаубиц вермахта, не говоря уже о более мощной артиллерии.
Этим и обусловливается то, что ни о каких штурмовках вражеских танков и пехоты утром 1941 года ничего не известно. Ведь от плотного артиллерийского огня не спасает ни одна маскировка. Истребители по мере возможности пытались штурмовать немецкие колонны, но специально обученные летчики в этих действиях не принимали участия. Личный состав штурмового полка уже в 5.30 погрузился на уцелевшие грузовики и, заехав в Пружаны, взял курс на Минск, причем спешили настолько сильно, что свою документацию и личные дела сдали на хранение в Пружанский военкомат, откуда они прямиком попали в руки гестапо.
Бомбардировщики под охраной моряков
Совсем по-другому действовал 39-й бомбардировочный полк, и для этого были объективные причины. И главная из них то, что аэродром Жабчицы, где базировались бомбардировщики СБ и Пе-2, находился в нескольких километрах от города Пинска, ныне третьего по величине города Брестчины, а тогда областного центра. В этом городе было свое партийное и военное начальство. А главным военным начальником города был контр-адмирал Дмитрий Рогачев, который не подчинялся ни командованию 4-й Армии, ни командующему Западного особого военного округа Дмитрию Павлову. Прямое его начальство находилось в Москве в Наркомате военно-морского флота во главе с энергичным наркомом Николаем Кузнецовым. Ведь Дмитрий Рогачев командовал Пинской военной флотилией, состоявшей из полсотни кораблей и катеров, имеющих как артиллерийское, так и зенитное вооружение.
А на аэродроме рядом с бомбардировщиками 39-го полка стояли штурмовики И-15, входящие в состав отдельной 46 авиаэскадрильи военной флотилии. Свои самолеты, а заодно и бомбардировщики 10-ой авиационной смешанной дивизии, прикрывало две батареи из состава зенитного дивизиона Пинской военной флотилии (одна батарея защищала штаб флотилии в Пинске). Как известно, нарком Кузнецов привел флоты и флотилии в боевую готовность уже к полуночи 21 июня.
Кстати, 21 июня 1941 года в Пинске тоже выступал столичный театр, как и в Бресте, но в 21.30 всех старших флотских офицеров, а также командира 39-го бап майора Захарычева вызвали из театра в штаб флотилии. Там было принято решение привести в боевую готовность расчеты ПВО.
И это пригодилось. Прилетевшие в 4.30 два десятка немецких бомбардировщиков вынуждены были отбомбиться по пинским болотам, пугая откормленных жаб и глуша рыбу.
Удачный вылет капитана Щербакова
Командующий флотилией выслал звено штурмовиков И-15 на разведку, и те доложили, что в 20 километрах южнее Бреста немецкие саперы активно наводят тяжелую переправу, подходящую для танков и тяжелых орудий. Контр-адмирал своим решением предлагает нанести бомбовый удар по обнаруженной переправе. На возражение майора Захарычева, что самолеты СБ без прикрытия истребителей очень уязвимы, Рогачев предложил связаться со штабом дивизии в Кобрине и запросить прикрытие, ссылаясь на свое приказание.
Со штабом 10-ой авиадивизии связаться удалось сразу же, и полковник Белов (командир дивизии) пообещал прикрытие из 6 истребителей 133-го истребительного полка, на подлете к Кобринскому району. Девятка самолетов под командованием капитана Щербакова, взяв нагрузку почти по тонне авиационных бомб каждый, взяла курс на Брест. Но истребители прикрытия так и не присоединились, именно в 7.20 утра, когда девятка СБ пролетала Кобрин, его старый и новый аэродромы подверглись бомбардировке тридцатью самолетами Хе-111.
Капитан Щербаков принял решение выполнить боевую задачу, и через 12 минут девять тонн авиабомб вывалилось на переправу. Как вспоминал Роберт Клишефич, командир роты обеспечения 159-го дорожно-строительного батальона: «Русские бомбардировщики появились неожиданно, на мосту в это время находилось два командирских танка, бронетранспортер и автоцистерна с топливом. Все это было уничтожено вместе с конструкциями моста. Меня охватил ужас от того, что на этой стороне реки осталась только горстка саперов и мои вооруженные лопатами и ломами дорожники. Ведь для возведения новой переправы требовалось не менее 8 часов, так как отсутствовали необходимые плавучие элементы….»
Но самое интересное в этой истории то, что в этот раз девятка бомбардировщиков возвратилась на родной аэродром без потерь. Позже, когда над Пинском 23 июня 1941 года возвращающийся с задания бомбардировщик капитана Букурадзе сбил штабной самолет, и в плен попал офицер 2-го армейского танкового полка связи, выяснилось, что этот случай наделал большой переполох в штабе Второй танковой группы. Было проведено расследование, которое выяснило, что и службы ПВО, и немецкие истребители почему-то приняли советские бомбардировщики за самолеты своих словацких союзников, которые действовали на этом направлении.
Но в результате бомбардировщики майора Захарычева сорвали переправу Второй Танковой группы на этом участке, и это замедлило пусть и не намного, наступление на Пинск и Мозырь. Сам полк майора Захарычева до 26 июля 1941 года действовал с Пинского аэродрома, а позже оставшиеся самолеты перелетели в Бобруйск. Так что были в самые первые часы войны и удачные действие советских бомбардировщиков. Не все их самолеты люфтваффе уничтожили на спящих аэродромах.
Читайте также
- Брест 1941. Забытый подвиг военных строителей.
- Беспощадные конвоиры Брестской крепости
- Брест 1941. Необходимое послесловие (1 часть)
- Горящие «Юнкерсы» над Брестской крепостью