Александровская Колония, где была расположена пограничная комендатура и две пограничные заставы находилась в 70 километрах от Бреста. Ближайшая к пограничной заставе железнодорожная станция называлась Влодава. Она была расположена на советский стороне, а сам город Влодава уже был на территории генерал-губернаторства, именно так немцы назвали оккупированную часть центральной и западной Польши.
Тупиковая железнодорожная станция
Два раза в день утром и вечером из Бреста до станции Влодава ходил куцый пригородный поезд, состоящий из нескольких вагонов. Чтобы взять на него билет, необходимо было иметь пропуск подписанный комендантом пограничного участка. Из медленно едущего поезда были отлично видны немецкие пограничные и наблюдательные вышки. Железная дорога на некоторых участках приближалась к границе на расстоянии не более ста метров.
20-ая застава Брестского пограничного отряда была самой южной точкой Западного особого военного округа. До 1939 года эта железная дорога была частью дороги Белосток-Хелм, которая проходила через Брест. Но после раздела Польши капитальный мост, построенный еще русскими инженерами в конце XIX века, был взорван. Неизвестно какая из сторон взорвала это мощное сооружение, но сквозное трансграничное железнодорожное сообщение стало невозможным.
А вот дорожный деревянный мост никто не тронул. Сооруженное в 1927 году из беловежского дерева мостовое сооружение находилось в отличном состоянии, и способно было выдержать большую нагрузку, не только легкой и грузовой автотранспорт, но и большинство моделей танков СССР и Германии. Комендант участка в Александровской колонии постоянно обращали внимание руководства, что на их участке необходимы быстрые моторные катера, так как контрабанда различных товаров при помощи лодок активно процветала.
Провокации на границе
Особенно тяжелым стало положение, начиная с весны 1941 года. Именно в это время во Влодаве, которая была на немецком берегу Буга, начала действовать разведывательная школа. Основной контингент этого заведения состоял из русских эмигрантов и украинских националистов. Данное соседство являлось большой проблемой для 20-ой пограничной заставы. У командиров-пограничников была популярна версия, что в план обучения входили занятия по реальному пересечению советско-германский границы.
Уже с апреля 1941 года количество нарушений государственной границы возросло в 10 раз. В апреле 1941 года пограничниками фиксировалось более 60 нарушений границы в обе стороны. И только на треть из них пограничники успевали среагировать. Никакое усиление нарядов, в рамках существующих возможностей не давало никакого результата. В мае 1941 на заставе неделю пробыли майор Антон Гладышев и старший лейтенант Петров Карпов из разведывательного отдела пограничного отряда, но найти причину такого взрывного интереса врага именно к этому участку границы обнаружить не смогли.
В первых числах июня 1941 года руководству пограничной комендатуры стало спокойнее. В район южнее Бреста из Мозыря прибыла 75-ая стрелковая дивизия и её полки разместились неподалеку от государственной границы. А 54-ый отдельный разведывательный батальон разбил свой лагерь на участке 5-ой пограничной комендатуры, чуть восточнее деревни Томашовка, в двух километрах от пограничного моста. От механизированной части РККА, до любой заставы комендатуры было не более десяти километров, и это внушало уверенность, как у пограничников, так и у местных жителей, что в случае нападения помощь придет вовремя.
Необычный субботний вечер в Александровской Колонии
Вечером 21-го июня 1941 стали поступать сообщения от местных жителей. Сразу в нескольких приграничных деревнях были замечены незнакомые люди в форме младшего командного состава пограничных войск НКВД. Попытка проверить у них документы и задержать обернулось ранением председателя сельсовета и командира взвода истребительного батальона. К коменданту участка пришел местный учитель, брат которого переплыл через Буг под водой, ускользнул от нарядов пограничников, чтобы сообщить, что 22-го июня в 3.45 немцы нанесут артиллерийский удар по зданиям заставы и комендатуры, и силами в составе усиленного батальона будут переправляться через неширокую реку. Комендант участка вместе с двумя бойцами отправились вместе со свидетелем в Брест, в управление НКВД на грузовой машине.
А тем временем начальнику 20-ой заставы передовые дозоры докладывали о концентрации сил на немецком берегу. У реки появились небрежно замаскированные боты и резиновые лодки. Начальник заставы старший лейтенант Егор Манекин пытался доложить обо всём в Брест, но связи уже не было ни с Брестом, ни с соседями 19-ой заставой 17-го Брестского пограничного отряда и 1-ой заставой 98-го Любомльского пограничного отряда, который уже подчинялся Управлению пограничных войск НКВД УССР.
Егор Манекин усилил дозоры дополнительным секретом с ручным пулеметом. Примерно в 2.45 ночи 21 июня 1941 года на коне прибыл сержант из 4-ой комендатуры. Он передал начальнику заставы приказ начальника отряда, так у всех пограничных застав 5-ой комендатуры отсутствовала связь с штабом пограничного отряда. Начальник отряда майор Кузнецов приказывал занять позиции и находиться в боевой готовности, начиная с 3.30 утра, так как с этого времени возможны провокации со стороны немцев, не исключающие даже переход границы крупным отрядом. Пограничникам приказывалось вытеснить врага за реку, используя все наличные средства.
Читайте также
- Брест-1941 Штабная колонна генерала Пузырева
- Брест-1941.Бесполезная пограничная дивизия
- Брест-1941 Большие проблемы пограничной дивизии
- Брест-1941. Беззаботное время для военных строителей
- Брест-1941. Ненадежный резерв генерала Пузырева