После того, как Давыд Городенский по-свойски разобрался с рыцарями, осаждавшими Псков, он решил резко поменять тактику. Отныне гродненский староста решил брать инициативу первого удара на себя.
Давыд Городенский и короли датские
В осаде Пскова активно принимали участие рыцари короля Дании. В то время на престоле датских королей сидело сразу два правителя, которые создавали агрессивный симбиоз: Кристофер II и Герхард III. Свою восточную политику они предпочитали проводить с помощью Тевтонского ордена и своих владений, занимающих земли эстов, где уже была построена восточная столица земель датского королевства — Ревель. Датчане возвели здесь огромную крепость на отвесной скале Тоомпеа и считали себя в полной безопасности.
Но полководец Давыд придерживался другой точки зрения. Он вторгся на территорию датских владений в 1324 году с грацией дикого кабана, бегущего через камышовое болото. Отряд в 1000 тяжелых всадников, нескольких сотен псковских дружинников и двух сотен великокняжеских арбалетчиков, стихией прошелся по небольшим рыцарским замкам и крепостям, а потом внезапным ударом взял Ревель. До этого датская укрепленная крепость считалась неприступной, Давыд применил для взятия крепости военную хитрость. Он отправил несколько десятков своих бойцов вместе с монахами бенедиктинцами. Как он там уговорил святых отцов — непонятно. Но в результате, когда город уснул, бойцы-монахи перебили замковую стражу и впустили в Ревель войско Давыда.
Прусская летопись повествует о страшных разрушениях, которые принес кастелян Гарды (прусское название Гродно), с войском литвинов местным жителям и священникам. По свидетельству летописцев XIV века было убито 5000 знатных христиан, множество женщин и девушек было взято в плен. Особо выделялось, какие беды войско Давыда нанесло церквям и монастырям. Была захвачена вся церковная ценная утварь, особенно подчеркиваются, что на всю округу не осталось драгоценных алтарных сосудов.
Ответный ход Тевтонского ордена и разорение Польши
Эта весть быстро достигла Европы, в том числе столицы датского королевства и резиденции магистра Тевтонского ордена. Операция возмездия была спланирована мгновенно. Не успел Давыд Городенский вернуться в свой город, как в его поместье наведался отряд во главе с тремя знатными рыцарями и 500 воинами. Они разорили поместье, охраняемое полусотней ратников, и убили жену Давыда, которая была племянницей великого князя Гедимина по женской линии. Если тевтонцы думали таким образом запугать отважного гродненского наместника, то это был серьезный просчет.
Кто-то из выжившей дворни узнал одного из рыцаря, это был сын Плоцкого епископа.
Давыд планирует поход мести. В этот раз он решил разделить своих тяжелых всадников на несколько отрядов с целью нанесения максимального ущерба епископству, принадлежавшего воинственному клирику. В результате стремительного рейда гродненскими воинами был сожжен замок епископа, более 30 монастырей и церквей разграблено и разрушено, разорено 130 деревень. Польские хроники говорят о 4000 убитых и тоже подчёркивают большое количество пострадавших священников и монахов.
Давыд был типичным представителем знати Великого княжества Литовского XIV века, когда предки нынешних белорусов в большинстве своем хоть и были христианами, но в трудную минуту доверяли своим проверенным времени богам, чьи языческие капища стояли рядом с каждым крупным городом. А местные священники всегда делали вид, что не замечают того, что их прихожане ходят туда массово поклоняться, не взирая на положение в обществе.
Такое пренебрежение католической религией могло закончиться очень плачевно, всего чуть-чуть оставалось до папской буллы, когда против Гродненского староства могли выступить не только рыцари Тевтонского ордена, но всех немецких, датских и австрийских земель.
Последний поход гродненского наместника
Посовещавшись с Гедимином, в 1326 году Давыд решает нанести упреждающий удар, чтобы ослабить силы противника по нескольким наиболее агрессивным немецким небольшим государствам, которые были союзниками Тевтонского ордена. Начать планировали с Бранденбургской марки, на тот момент с самого богатого немецкого государства.
Чувствуя неплохую выгоду и полагаясь на талант Давыда Городенского, союзником гродненского старосты в немецком походе стал новоявленный король Польши Владислав Локоток, который имел миниатюрную комплекцию. Благодаря совместному походу с известным военачальником польский король надеялся улучшить свою репутацию, среди рыцарей. Но в Европе инициативу польского короля встретили прохладно, и, после того как совместные войска пересекли границу, соседние государства дали понять Владиславу, что он может получить серьёзные проблемы, если поляки с литвинами возьмут крепости Бранденбурга.
Поэтому не удивительно, что, после осады резиденции маркграфов Бранденбурга, в шатер гродненского воеводы зашел известный польский рыцарь Анджей Горст, который командовал панцирной конницей. Непонятно, как это произошло, но поляк перерезал горло Давыду во время некоего языческого обряда, который они вместе совершали. Но, с другой стороны, гродненский староста был воином опытным, и как могло такое случится, что он подпустил к себе близко, пусть даже командира союзного отряда, с кинжалом. Охрана Давыда, сбежавшаяся в шатер, обнаружила своего полководца с перерезанным горлом. Убийцу казнили самой позорной казнью того времени. Его, с многочисленными порезами, бросили в загон, где находилось с десяток диких вепрей, которые в считанные минуты разорвали и затоптали жертву.
После этой трагедии коалиция союзников распалась, и тевтонцы еще почти сто лет опустошали земли Великого княжества Литовского и Польского королевства, постоянно выступая временными союзниками то одной, то другой стороны. Все это продолжалось до тех пор, пока в 1409 году армии двух держав не объединились, чтобы нанести решающее поражение ордену. Православная церковь ограничено признает заслуги Давыда, его прах захоронен возле старинной Коложской церкви в Гродно> Церковь была одним из инициаторов оригинального памятника наместнику из светлого гранита в городе. Но в то же время показной дуализм в религии Давыда Городенского помешал церкви считать его таким же борцом за религию, как Александра Невского или Довмонта Псковского.
Читайте первую часть тут: Давыд Гродненский — божье наказание Тевтонского Ордена
Смотрите также