Выберите язык: Russian English German French Polish Chinese (Simplified)
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брест 1941 Неудобная тайна уцелевших стратегических мостов
Большинство шоссейных мостов нв Брестчине были деревянные

Брест 1941 Неудобная тайна уцелевших стратегических мостов

Когда вспоминают про события 1941 года в Бресте, меньше всего пишут о воинской части, действия которой максимально повлияли на то катастрофическое положение, приведшее к разгрому Четвертой армии РККА уже через три дня после начала войны. Даже многие любители истории  не сразу вспоминают, что помимо прочих воинских частей, в Бресте находился штаб 60-го полка войск НКВД  по охране стратегических объектов и практически все полковые службы. А ведь здание его штаба до сих пор стоит неподалеку от вокзала  Брест-Центральный, и его легко увидеть с пешеходного путепровода.  Также в городе был расквартирован штаб  2-го  батальона этого же полка и три роты, включая резервную.

Войска НКВД отличались высоким моральным уровнем

Войска НКВД отличались высоким моральным уровнем

Полк для охраны мостов в Западной Белоруссии

60-й полк НКВД был сформирован 18.11.1939 года в Подмосковье из отборных кадров, специально для несения службы в только что включенной в состав Советского Союза Западной Белоруссии.  Часть, в которой предстояло служить почти полутора тысячам бойцов и командиров, должна была взять под охрану основные объекты Брест-Литовской железной дороги, а также крупные шоссейные мосты и некоторые другие стратегические объекты. В Брест-Литовске, кроме мостов, станций, водокачек, бойцы этого полка взяли под охрану электростанцию, телеграф, хранилище Госбанка и водопровод.

Минимальной боевой единицей полка был пост, состоящий из двенадцати бойцов, вооруженных винтовками и одним ручным пулеметом. Если пост охранял дорожную инфраструктуру, то к нему  мог для усиления придаваться станковый пулемет с расчетом и пара саперов. Для охраны стратегических мостов были утверждены гарнизоны двух типов.  Во второй тип входило два поста, усиленные станковым пулеметом, в третий тип входило три поста, два станковых пулемета и один зенитный пулемет. Обычно таким гарнизоном командовал командир роты.

Бойцы НКВД выпоняли различные задачи

Бойцы НКВД выпоняли различные задачи

Стратегические мосты Бреста

В городе Бресте и пригородах имелось  семь стратегических мостов. Самый главный — это был железнодорожный путь через Буг, состоящий из двух отдельных мостов, старого царского и польского. К 1941 году царский мост несколько обветшал.  Но в начале 1941 года  подразделения строительного управления НКВД совместно с мостостроительным батальоном вермахта его обновили, и он сохранялся как резервный вариант. Через него несколько раз  медленно пускали курьерский поезд Москва-Берлин, единственный из сохранившихся европейских международных поездов в 1941 году. Возможно, это связано было с безопасностью перевозок.

Большинство шоссейных мостов нв Брестчине были деревянные

Большинство шоссейных мостов нв Брестчине были деревянные

Кроме того  в Брестской крепости, в пограничной зоне, находился практически неиспользуемый шоссейный мост в направлении Тересполя. Его охраняли пограничники. Неподалеку от старого крепостного сооружения находились еще два моста, уже не пограничных, а через реку Мухавец, которая в районе Бреста перед впадением в Западный Буг достигает своей максимальной ширины. На месте одного из них сейчас пешеходный мост, и по нему можно перебраться на Госпитальный остров прямо от паркинга, напротив центрального входа. Мост был построен еще при сооружении крепости  для подвоза строительных материалов.

Рядом с ним  в 1941 году был железнодорожный мост по направлению к польскому Хелму, но после сентября 1939 года эта железнодорожная линия обрывалась у границы и не имела стратегического назначения. Штаб Западного Особого военного округа даже не стал использовать её, как рокадную из-за критической близости к потенциальному противнику. В некоторых местах железнодорожная ветка подходит на 200-300 метров к государственной границе. К 1941 году здесь по-прежнему лежала европейская колея, и ходил два раза в день пригородный поезд, на который в Брест и из Бреста ездили военнослужащие 75-ой стрелковой дивизии, пограничники и строители Брестского УР.

Немцам были необходимы уцелевшие мосты

Немцам были необходимы уцелевшие мосты

Крупный шоссейный мост, имеющий название “Вулька” находился в черте города и являлся наиболее коротким путем между центром города, пригородными деревнями и Южным военным городком, где в июне 1941 года была расквартирована 22-ая танковая дивизия.

Мосты взяты под охрану

Неподалеку от него находился стратегический железнодорожный мост “Ковель”, который тоже еще не был перешит на советскую колею. Экономия наркома путей сообщения СССР Лазаря Кагановича, который хотел подольше использовать доставшиеся ему в 1939 году 5000 польских паровозов и огромный вагонный парк, максимально облегчила в 1941 году снабжение наступающих немецких войск. А еще советские железнодорожники заготовили  большое количество материалов для перешивки дороги, которое досталось немцам. Это позволило  им без особых проблем быстро восстанавливать взорванные партизанами участки дорог, вплоть до середины 1943 года.

Выведенный из строя мост

Выведенный из строя мост

В городской черте под охрану 60-го полка НКВД перешли железнодорожный мост «Ковель», железнодорожный мост «Хелм» и совместно с  брестскими пограничниками железнодорожный мост через Буг. А также автомобильные мосты в крепости и «Вулька» и расположенный в  нескольких километрах к юго-востоку от города мост «Гузни». Подразделения полка были расквартированы  на территории трех областей, и планом было предусмотрено, что они способны контролировать все важнейшие объекты инфраструктуры Брест-Литовской железной дороги  и стратегические мосты.

Сил отдельных гарнизонов хватало для противодействия любых диверсий, а инженерная служба полка должна была подготовить варианты уничтожения стратегических объектов на случай захвата противника.  Стремительность наступления танковых  дивизий вермахта в  зоне ответственности Четвертой армии во многом связана с уцелевшими мостами, охраняемыми 60-м полком НКВД. Как это могло произойти, и почему в подразделениях, отвечающих за стратегические объекты, возникла необъяснимая паника и неразбериха в продолжении темы…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники