Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестское направление-1941. Яростный бой у пограничного аэродрома
Пилоты-штурмовики нужны были для будущих боев

Брестское направление-1941. Яростный бой у пограничного аэродрома

В истории войн случай, когда весь штат авиационного полка, в самом начале боевых действий мог попасть в плен противнику,  был бы уникальным, так как любое военное руководство понимало цену подготовки летчиков. Поэтому обычно аэродромы были расположены таким образом, чтобы минимизировать такие риски.

Пулеметные курсы пограничников в летнем лагере

Пулеметные курсы пограничников в летнем лагере

Странности 74-го штурмового полка

В ситуации с 74-ым штурмовым полком странностей хватает. Главный вопрос, зачем нужно было располагать аэродром штурмовой авиации в 9 километрах от границы. Если шла речь об обыкновенной аэродромной площадке, вроде той, которая находилась рядом с Брестом, возле деревни Адамково, это можно было объяснить. Тут была уже подготовленная взлетная полоса, которую до 1939 года использовали для почтовых самолетов, и решение разместить на ней дежурное звено истребителей является адекватным вариантом. Но оборудовать авиационную базу для целого полка с жилыми бараками, мастерскими, складами ГСМ и боеприпасов в зоне поражения обычной дивизионной артиллерией противника, является спорным решением.

Возникает вопрос , почему накануне боевых действий опытного командира полка  — майора Бориса Васильева вызвали в штаб дивизии, откуда он уже не вернулся. Хоть в документах и указано, что он  пропал без вести при эвакуации полка, но по факту никто его после вылета в 1.30 с кобринского аэродрома не видел, а его штабной самолет У-2 так и не приземлился на аэродроме Малые Зводы. Скорее всего, майора в небе уже ждали. Перелет занимал на более трети часа. Командир полка был отличным штурмовым летчиком и имел два ордена Красного Знамени за выполнение боевых задач в Испании. Именно его жесткой руки и способности принимать решения без оглядки на начальство не хватило 74-му штурмовому полку 22 июня 1941 года.

Немецкая специальная группа тоже была сформирована не случайно, а ориентирована на конкретную цель: захват летчиков и техников, обучающихся для полётов на новейших штурмовиках Ил-2, именно поэтому в неё были включены офицеры  разведывательного отдела штаба группы армий «Центр» и специальная группа диверсантов в советской форме. Но весь тщательно разработанный план испортили пограничный капитан Горохов, начальник летнего лагеря пулеметных курсов школы младшего начсостава НКВД БССР.

Пилоты-штурмовики нужны были для будущих боев

Пилоты-штурмовики нужны были для будущих боев

Пограничный капитан, которого не было

Не является удивительным и то, что по документам такого лагеря не существовало, капитан ПВ НКВД БССР имелся, но находился на службе в центральном аппарате, а 22-го июня 1941 года по документам находился в командировке в Латвийской ССР. Пулеметные курсы были, но выпуск произвели 18 июня 1941 года, а новый набор на курсы должен был состояться только 10-го июля.

Но человек, называющий себя капитаном Гороховым, существовал в реальности. Он инструктировал младшего лейтенанта Николая Мамлина, который на последнем уцелевшем самолете смог вырваться в район Слонима. Он, вместе с начальником штаба майором Иваном Мищенко, разработал маршрут и предоставил автомобили для эвакуации авиационного полка. Автомобилей было мало, так как все машины авиационного полка погибли при налете немецкой авиации. Всего в полку оставалось порядка 300 командиров и бойцов, вместе с батальоном авиационного обслуживания, из них несколько десятков раненых.

Немецкий батальон был мобильным

Немецкий батальон был мобильным

Упорный бой у пограничного аэродрома

Первым эшелоном уходил штаб полка, тяжелораненые, пилоты. Автомобили должны  были их доставить по маршруту Малые Зводы-Видомля-Пелище-Жабинка.  По дорогам этот путь составлял около 40 километров и должен был занять, без учета остановок, порядка двух часов. Шесть автомобилей должны были вернуться за техниками  и механиками  к 12 часам 22-го июня. Но судя по нарастающей канонаде со всех сторон, второй рейс был под вопросом.  Оставшейся частью авиационного полка остался командовать военный комиссар полка Яков Журавлев.

Немецкие офицеры надеялись взять летчиков без сопротивления

Немецкие офицеры надеялись взять летчиков без сопротивления

Успешной, эвакуация оказалась только  для первых трех машин, которые прорвались, вместе со штабными документами и знаменем полка. Так как на них ехали пилоты, это дало возможность чуть позже командиру  10-ой смешанной авиадивизии полковнику Николаю Белову доложить, что эвакуация личного состава была успешной, и погибло лишь 10% пилотов от списочного состава полка. Несколько пилотов перед самой войной улетели на приемку самолетов в Казань. Около тридцати младших командиров, вместе со старшиной Басовым оказались на блокированном Брестском железнодорожном вокзале. Часть из них вместе с Басовым несколько суток обороняли подземелья огромного вокзала. Несколько командиров из группы Басова смогли даже вырваться из подземелий вокзала и стать партизанами.

А вот группе, которая должна была отправляться вторым рейсом, совсем не повезло.  Вместо ожидаемых грузовиков на аэродроме появились вражеские мотоциклисты и броневики. Капитан Горохов принял решение дать им бой  вместе со своими пограничниками, чтобы прикрыть вторую часть отходившего авиационного полка. Капитан-пограничник сковал боем усиленный немецкий механизированный батальон до самого вечера. Жители деревни Малые Зводы вспоминали, что стрельба рядом с аэродромом слышалась даже после того как окончательно стемнело, а 22-го июня темнеет очень поздно.

Бой был долгим и ожесточенным

Бой был долгим и ожесточенным

После войны один из жителей вспоминал, что он с другом утром 23 июня 1941 года пробрались к аэродрому и обнаружили там пять подбитых броневиков, большое количество сгоревших мотоциклов. Их стягивали в кучу тяжелые грузовики. Погибших немцев посчитать не удалось, так как место боя было оцеплено. Позже  местный дорожный мастер, который с первого дня сотрудничал с оккупационным режимом, говорил, что немцы смогли обнаружить лишь одного убитого пограничника, который до последнего прикрывал отходящую группу огнем из пулемета, а потом подорвал себя гранатой…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники