Утром 23 июня 1941 года Береза-Картузская подверглась авиационному налету. Больше всего пострадал 672-ой артиллерийский полк 205 моторизованной дивизии, ну и его потери нельзя было назвать существенными. Было ранено около 20 человек и разбито несколько автомобилей.
Первые сбитые самолёты и преступные приказы руководства
Это связано с тем, что против немецкой девятки бомбардировщиков Хе-111 вступила в бой, отступившая сюда из Кобрина, единственная боеспособная 2-ая батарея 218-го зенитно-артиллерийского дивизиона. Из всего Кобринского бригадного района ПВО лишь эта батарея на начало войны оставалась на прикрытие границы. И то она была связана приказом от 21 июня 1941 года помощника по ПВО командующего Западным особым военным округом, о недопустимости провокационного огня по немецким самолетам.
Самое удивительное было то, что немецкие летчики действующие на этом направлении отлично знали и об отсутствии зенитных частей, которые собрали в центральной части БССР на учения, и о приказе запрещающем открывать огонь даже зенитным пулеметам. Старшего сержанта Пилипчука А.Н. из 49 стрелковой дивизии, в субботу 21 июня 1941 судил военный трибунал за провокационный обстрел и подбитие немецкого самолета-разведчика 16 июня 1941. И он вполне мог получить, по настоянию политотдела армии, высшую меру. Только из-за того, что диввоенюрист спешил на концерт в Брест, заседание трибунала отложили.
Благодаря умелым действиям командиров зенитчиков, которые встали к орудиям вместо наводчиков, было сбито два вражеских самолета, а остальные отбомбились не так эффективно, как могли бы. Артиллерийский полк, поочередно используя трактора и тягачи “Комсомолец” смог выйти на рубеж обороны Малеч, где должен был удерживать рубеж обороны. Но к сожалению, в течение дня быстро отступающие от Кобрина разрозненные группы 28-го стрелкового и 14-го механизированного корпусов, заразили паническими настроениями растерявшееся руководство артиллерийского полка и оно решило отступать через речку Ясельду не дождавшись сводного полка формируемого в Березе.
Панические настроения артиллеристов и доблесть мотострелков
Идея бросить подготовленные заранее инженерным батальоном позиции и оборудованный полевой артиллерийский склад была не очень рациональной. Несмотря на то, что к 21.00 24-го июня 1941 года артиллеристы без потерь переправились через речку Ясельду, уничтожив за собой мост, их колонна уже ночью начала распадаться. Водители бросали трактора и орудия и уходили пешком на Восток. Командование полка не могло привести бойцов в боеспособное состояние. В результате через сутки полк, практически без материальной части, остался в окружении. Хорошо укомплектованная часть, но без опытных командиров и с солдатами первогодками не смогла раскрыть свой боевой потенциал.
Два батальона 205 моторизованной дивизии наносили удар вместе с 30-ой танковой дивизией полковника Богданова в районе Пружан. Первоначально разведывательные части 4 танковой дивизии не ожидали контрудара, и к обеду 23 июня частями РККА удалось потеснить немцев из города. На улицах даже зачадили несколько броневиков и грузовых автомобилей. Но вскоре к Пружанам подошел 1-ый батальон 28-го танкового полка и 88-ой противотанковый дивизион. Эти части выбили стрелков РККА, без тяжелого оружия из Пружан.
Но отдельная группа, засевшая здании штаба танковой дивизии, в составе 30-40 бойцов с несколькими станковыми пулеметами, оказывала сопротивления вплоть до самой темноты. Основная группировка войск РККА откатывалась на рубеж Ружаны-Селец, где тоже не смогла закрепиться. Самое тяжелое было это отсутствие орудий, способных эффективно бороться с танками. А в танковых столкновениях советские устаревшие танки проигрывали, из-за отсутствия связи, некачественных снарядов и неграмотного командования.
Провал обороны Березы-Картузской
На Березу-Картузскую, где старалась удержать оборону моторизованная дивизия РККА, выдвигались две танковых дивизии (3 т.д. и 4т.д.) до этого не понесшие значительных потерь. Противостояние лучших танковых дивизий вермахта и моторизованной дивизии ослабленной и без противотанковых средств было предрешено. После первого танкового удара бойцы начали бросать стрелковые ячейки и пытаться вырваться в тыл.
Надо отдать должное командиру 205-ой мотострелковой дивизии полковнику Филиппу Кудюрову. Он сумел не допустить беспорядочного панического бегства. Дивизия, сохраняя легкое оружие, оставшиеся автомобили и полковые пушки начала организованно отступать к Ивацевичам, выстраивая промежуточный рубеж на реке Ясельда. Основной отряд 205-ой моторизованной дивизии насчитывал 4000 бойцов, более мелкие группы, усиленные местными милиционерами, создавали видимость оборонительных узлов, но основная масса немецких войск, двигающаяся вдоль железной дороги Брест-Москва и автомобильной трассы Брест-Минск, просто обходила их, оставляя в тылу.
К Ивацевичам, находящимся в 140 километрах от государственной границы, уже направился один из самых уникальных артиллерийских полков РККА 120-ый гаубичный полк большой мощности, который находился на Обуз-Лесновском полигоне. Это полигон считался придворным, на нём проводились различные учения, предназначенные для командования округа и наркомата обороны. Туда еще вначале XX века была проложена железная дорога, а во времена Польской Республики выстроен надежный бетонный бункер, который с 1 марта 1940 стал запасным командным пунктом Западного Особого Военного Округа РККА.
Читайте также
- Брестское направление 1941. Секретное хранилище Бронной Горы
- Брестское направление 1941. Немощь и сила советской моторизованной дивизии
- Брест-1941. Потерянный шанс немецкого десанта
- Брест 1941. Диверсанты и бронепоезд у пограничного моста
- Брестское направление 1941. Польский лагерь для моторизованной дивизии РККА