Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестское направление-1941. Запрещенная авиационная разведка
Эскадрилья была оснащена многоцелевыми самолетами PZ

Брестское направление-1941. Запрещенная авиационная разведка

Последняя мирная ночь в районе сосредоточения 49-ой стрелковой дивизии, которая прикрывала границу севернее Бреста, проходила сумбурно. В городках и местечках были замечены десятки незнакомых людей, большинство из которых носили форму и не обязательно РККА. Это могли быть люди в железнодорожной, милицейской форме или в стандартной униформе руководителей районного уровня.

Эскадрилья была оснащена многоцелевыми самолетами PZ

Эскадрилья была оснащена многоцелевыми самолетами PZ

Разведывательная эскадрилья, которой запретили вести разведку

В  этом районе, вплоть  до 22-го июня 1941 действовала 28-ая отдельная разведывательная авиационная эскадрилья. Она была расположена на полевом аэродроме в 10 километрах восточнее штаба 49-ой стрелковой дивизии рядом с деревней Миньковичи. Эскадрилья включала в себя 9 самолетов P-Z, которые по своим боевым параметрам могли служить в качестве разведчиков и штурмовиков. Начиная с 4-го июня 1941 года, эскадрилья находилась в состоянии полной боевой готовности. К вылету были всегда готовы три самолета, а разведывательные полеты вдоль границы выполнялись несколько  раз в сутки.

Но всё изменилось 19 июня 1941 года. В авиационную эскадрилью приехал капитан из штаба армии, который передал указание прекратить разведывательные полёты. Капитан так же проследил, чтобы из баков было слито горючее, а оружие и боеприпасы были отданы на склад. Личному составу эскадрильи капитан посоветовал учить теорию и больше заниматься  политической грамотностью.

Легкий транспортный самолет доставил в Каменец диверсантов

Легкий транспортный самолет доставил в Каменец диверсантов

В результате последние два дня перед войной на этом направлении отсутствовала разведка и даже наблюдение за своей территорией. Днём 21-го  июня посты ВНОС фиксировали несколько десятков полетов немецких самолетов, как разведчиков, так и транспортных. Удивительные вещи происходили неподалеку от границы. Пост ВНОС в поселке Каменец обнаружил немецкий легкий транспортный самолет.

Самолет без всяких помех приземлился на дороге Каменец-Каменюки . Из него, судя по информации местных жителей, вышли несколько человек в форме РККА с ручными пилами и в течение 15 минут спилили несколько телеграфных столбов. Этот же самолет наблюдали еще в нескольких точках района.Неизвестно по какой причине на эту информацию не реагировали органы милиции, но к вечеру 21 июня 1941 года вся связь телефонная и телеграфная в Каменецком и Высоковском районе была нарушена.

Стратегическое значение Высоко-Литовска для танкового наступления

Высоко-Литовск с началом войны становился для немецкого командования стратегически пунктом. Именно через этот городок  проходила танковая магистраль № 2 Белосток – Высоко-Литовск – Слоним. Этот маршрут немецкое командование сочло наиболее перспективным для продвижения на восток. По этой магистрали могли двигаться только танки, боевые машины и машины снабжения. Пехотным дивизиям было запрещено передвигаться этим маршрутом.

В месте немецкой переправы Западный Буг не очень широкий

В месте немецкой переправы Западный Буг не очень широкий

Брать Высоко-Литовск должна была 134 пехотная дивизия, которая входила в 43 армейский корпус. Это была одна из молодых немецких дивизий, сформированных в 1940 году в Баварии. Её командир генерал-лейтенант Конрад фон Кохенхаузен был опытнейшим командиром. Он прошел польскую и французскую компании, будучи командиром дивизии. В 134-ой пехотной дивизии  среди офицеров фанатичная молодежь была дополнена опытными офицерами, знающими район боевых действий еще со времен Первой мировой войны.

Дивизия обладала новенькой артиллерией, её автомобильный парк составляли однотипные немецкие военные автомобили, а в разведывательном батальоне был полный комплект бронеавтомобилей и мотоциклов. Для передовых отрядов  были готовые малый надувные лодки и три понтонных моста на надувных лодках. По ним без проблем можно было перекинуть на восточный берег Буга противотанковые и пехотные орудия, минометы, мотоциклы и легкие автомобили.

134-ая пехотная дивизия должна была взять Высоко-Литовск

134-ая пехотная дивизия должна была взять Высоко-Литовск

Неприкаянная дивизия

Первый мост был наведен уже в 5.30 утра. Но в это время 15-ый стрелковый полк РККА, прикрывающий государственную  границу в районе города и станции Высоко-Литовск в панике отступал неорганизованными группами. Начал это отступление 2-ой батальон 15-го стрелкового полка, чьи позиции были в 500 метрах.  Паника – это страшная ситуация на войне, а среди командиров РККА не нашлось никого, кто смог бы остановить бегство бойцов на этом участке границы.

Хуже всего, что паника перекинулась и на батальоны 15-го стрелкового полка, которые должны были занимать позиции вдоль границы, согласно довоенным планам. Вместе со стрелковыми батальонами позиции должен был занять и 121-ый отдельный противотанковый дивизион, но обнаружилось, что все 17 легких артиллерийских тягачей «Комсомолец» были выведены из строя неизвестными диверсантами. Командир дивизиона капитан Никифоров договорился с командиром 85 автотранспортного батальона, чтобы перебросить 11 исправных  противотанковых орудий и часть боекомплекта в Высоко-Литовск, где еще находился штаб дивизии.

Немцы продвигались быстро

Немцы продвигались быстро

Полковник Константин Васильев напрасно ждал указаний от командования 4 Армии РККА. Делегат связи из штаба армии, так в дивизию и не добрался. Это уже гораздо позже выяснилось, что в 8 утра 22-го июня 1941 года штаб Западного Фронта вывел 49-ую стрелковую дивизию из состава 4-ой армии РККА и передал её 10-ой армии РККА. Сообщить эту важную новость в штаб 4-ой армии позабыли. А в штаб 10-ой армии сообщение дошло только к 16.00 22-го июня. А вот в самой 49-ой стрелковой дивизии никто даже не догадывался, что их подчинили другой армии, полковник Васильев просто начал отступление на север, не пытаясь даже остановить немецкие пехотные дивизии и оказать им сопротивление. Северное направление было выбрано из-за того, что именно там находились основные силы дивизии…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники