Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестское направление 1941. Последний прорыв пограничной танковой дивизии
Танков становилось всё меньше

Брестское направление 1941. Последний прорыв пограничной танковой дивизии

Остатки 22-ой танковой дивизии от Кобрина, где в танковом сражении был убит командир дивизии генерал-майор Пуганов, к 25 июня оказались вместе с 205-ой моторизованной дивизии, в окружении в районе реки Ясельда. Весь личный состав дивизии, которую называли в Бресте «бронированным кулаком границы», состоял из  14 танков Т-26 и чуть более 400 командиров и бойцов.

Танков становилось всё меньше

Танков становилось всё меньше

Планы на самостоятельный прорыв

Когда прорыв через Ружаны на Слоним не увенчался успехом полковник Кононов, командовавший сводным отрядом, доложил командиру моторизованной дивизии, что принял решение прорываться на северо-восток отдельной группой. В неё кроме танков и бойцов  танковой дивизии вошёл отряд сотрудников НКВД Кобрина и штаба Четвёртой Армии РККА, которые везли секретные документы, а также некие ценности в тяжелых брезентовых  мешках и опечатанных ящиках.  Они надеялись вместе с полковником Кононовым прорваться к Барановичам и дальше. У  чекистов имелся легкий пулеметный бронеавтомобиль, опломбированный  фургон ЗИС-5  и несколько машин иностранного производства. Чекисты в Западной Белоруссии в июне 1941 года активно эксплуатировали автопарк, доставшийся от польских силовых ведомств.

Впереди двигался мотодозор

Впереди двигался мотодозор

По плану заместителя командира 22-ой танковой дивизии полковника Кононова, его отряд должен был быстро пройти по дороге, которую до войны начали обустраивать  армейские дорожники.  Она должна было соединять Пружаны и Березу с окружным полигоном под Барановичами. Дорога шла параллельно трассе Минск-Брест и была еще недостроенной с временными переправами, способными выдержать вес танков Т-26. До Барановичей оставалось 80 километров и при оптимальных условиях, механизированная часть отряда способна была  достичь города за короткую летнюю ночь.

Командир 205-ой моторизованной дивизии был против ухода своего танкового отряда, но в то же время понимал, что если придется отходить в направлении пинских болот,  танки придется все равно бросить. Кононов должен был своими танками помочь с атакой на Коссово, где находился немецкий механизированный батальон с ротой немецких легких танков, а дальше следовать по намеченному маршруту. Во время боя по освобождению городка два танка было подбито. Но зато танкистам досталась целая автоцистерна с топливом, причем бывшая собственность РККА на базе автомобиля ЗИС-5 и несколько мощных грузовиков и мотоциклов. После небольшого отдыха с наступлением темноты механизированная колонна двинулась по направления к Барановичам.

Т-26 составляли основную массу боевых машин

Т-26 составляли основную массу боевых машин

Секретный груз капитана госбезопасности

Впереди на расстоянии полутора километров двигался  дозор в составе пулеметного БРА ФАИ и двух мотоциклов. Имея дополнительные машины и посадив десант на танки можно было всех бойцов разместить на транспорте и боевых машинах и за несколько часов достигнуть нужной станции. На четвертый день войны командиры РККА уже знали, что немцы по ночам не ведут боевых действий. А автомобильная колонна с танками способна была, как разгромить лагерь противника, так и уйти от погони.

Но руководитель отряда НКВД, с двумя шпалами капитана ГБ отказался запускать бойцов РККА в свои машины. Мало того на первой же ночной остановке он подошёл к полковнику Кононову и настоятельно предложил свой вариант. Капитан ГБ считал, что раз на протяжении первых 25 километров отряду не встретился противник, то и в дальнейшем путь будет безопасным. Полковнику он объяснил, что сопровождает некий груз, который  очень ждут в Москве, где держат наготове самолёт, чтобы забрать  этот груз с аэродрома в Барановичах или Бобруйске. Кононов из инстинкта самосохранения, который был у всех  командиров РККА , попадавших под следствие НКВД не стал выяснять характеристику груза и дал всё требуемое капитану ГБ. Общий отряд уменьшился на три танка Т-26 , одну грузовую машину, мотоцикл, а также двадцать человек пограничников с трофейным автоматическим оружием, которые отступали с танковой дивизией от самого Бреста.

Слуцкое направление стало самым танкоопасным

Слуцкое направление стало самым танкоопасным

При таком уменьшении транспортных средств, количество пехотинцев в отряде достигло более 150 штыков. Отряд  двигался со скоростью до 10 километров в час, что давало возможность сильно не отставать пешим бойцам. К 4 утра 26-го июня отряд достиг деревни Лесная, где был и обнаружен немецким моторизованным патрулём. Одному мотоциклу удалось скрыться, а два осталось гореть, вместе с бронеавтомобилем. Захваченный пленный утверждал, что патруль находился в деревне с вечера, но никакой русской колонны он не встречал. Непонятно было, куда подевалась колонна  автомобилей НКВД, с тремя танками дивизии, никаких съездов с дороги не было замечено.

Последние боевые действия брестской танковой дивизии

Несмотря на опасение полковника его отряд успешно обошел Барановичи и вышел на дорогу на Клецк и Слуцк, которая уже была загружена отступающими тыловыми и санитарными частями и эвакуирующимися гражданами. Отряду пришлось вступить в бой с передовыми частями  3 танковой дивизии вермахта. Почти полтора часа длился танковый бой, в результате которого были потеряны семь танков из девяти. Как подвижная часть отряд полковника Кононова перестал существовать.

Предстояло отступать уже пешком

Предстояло отступать уже пешком

К  4.00 27 июня остатки 22-ой танковой дивизии вышли в расположение частей 14-го механизированного корпуса и были включены в оборону Слуцка. Но удержать его не смогли. Остатки корпуса отступали в направлении Осипович. Оттуда были направлены в Московский военный округ на переформирование. Полковник Кононов, после длительный проверок в 1942 году стал командиром танковой бригады. А закончил войну в звании генерал-лейтенанта и  командующим бронетанковыми и механизированными войсками фронта.

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники