Остатки 22-ой танковой дивизии от Кобрина, где в танковом сражении был убит командир дивизии генерал-майор Пуганов, к 25 июня оказались вместе с 205-ой моторизованной дивизии, в окружении в районе реки Ясельда. Весь личный состав дивизии, которую называли в Бресте «бронированным кулаком границы», состоял из 14 танков Т-26 и чуть более 400 командиров и бойцов.
Планы на самостоятельный прорыв
Когда прорыв через Ружаны на Слоним не увенчался успехом полковник Кононов, командовавший сводным отрядом, доложил командиру моторизованной дивизии, что принял решение прорываться на северо-восток отдельной группой. В неё кроме танков и бойцов танковой дивизии вошёл отряд сотрудников НКВД Кобрина и штаба Четвёртой Армии РККА, которые везли секретные документы, а также некие ценности в тяжелых брезентовых мешках и опечатанных ящиках. Они надеялись вместе с полковником Кононовым прорваться к Барановичам и дальше. У чекистов имелся легкий пулеметный бронеавтомобиль, опломбированный фургон ЗИС-5 и несколько машин иностранного производства. Чекисты в Западной Белоруссии в июне 1941 года активно эксплуатировали автопарк, доставшийся от польских силовых ведомств.
По плану заместителя командира 22-ой танковой дивизии полковника Кононова, его отряд должен был быстро пройти по дороге, которую до войны начали обустраивать армейские дорожники. Она должна было соединять Пружаны и Березу с окружным полигоном под Барановичами. Дорога шла параллельно трассе Минск-Брест и была еще недостроенной с временными переправами, способными выдержать вес танков Т-26. До Барановичей оставалось 80 километров и при оптимальных условиях, механизированная часть отряда способна была достичь города за короткую летнюю ночь.
Командир 205-ой моторизованной дивизии был против ухода своего танкового отряда, но в то же время понимал, что если придется отходить в направлении пинских болот, танки придется все равно бросить. Кононов должен был своими танками помочь с атакой на Коссово, где находился немецкий механизированный батальон с ротой немецких легких танков, а дальше следовать по намеченному маршруту. Во время боя по освобождению городка два танка было подбито. Но зато танкистам досталась целая автоцистерна с топливом, причем бывшая собственность РККА на базе автомобиля ЗИС-5 и несколько мощных грузовиков и мотоциклов. После небольшого отдыха с наступлением темноты механизированная колонна двинулась по направления к Барановичам.
Секретный груз капитана госбезопасности
Впереди на расстоянии полутора километров двигался дозор в составе пулеметного БРА ФАИ и двух мотоциклов. Имея дополнительные машины и посадив десант на танки можно было всех бойцов разместить на транспорте и боевых машинах и за несколько часов достигнуть нужной станции. На четвертый день войны командиры РККА уже знали, что немцы по ночам не ведут боевых действий. А автомобильная колонна с танками способна была, как разгромить лагерь противника, так и уйти от погони.
Но руководитель отряда НКВД, с двумя шпалами капитана ГБ отказался запускать бойцов РККА в свои машины. Мало того на первой же ночной остановке он подошёл к полковнику Кононову и настоятельно предложил свой вариант. Капитан ГБ считал, что раз на протяжении первых 25 километров отряду не встретился противник, то и в дальнейшем путь будет безопасным. Полковнику он объяснил, что сопровождает некий груз, который очень ждут в Москве, где держат наготове самолёт, чтобы забрать этот груз с аэродрома в Барановичах или Бобруйске. Кононов из инстинкта самосохранения, который был у всех командиров РККА , попадавших под следствие НКВД не стал выяснять характеристику груза и дал всё требуемое капитану ГБ. Общий отряд уменьшился на три танка Т-26 , одну грузовую машину, мотоцикл, а также двадцать человек пограничников с трофейным автоматическим оружием, которые отступали с танковой дивизией от самого Бреста.
При таком уменьшении транспортных средств, количество пехотинцев в отряде достигло более 150 штыков. Отряд двигался со скоростью до 10 километров в час, что давало возможность сильно не отставать пешим бойцам. К 4 утра 26-го июня отряд достиг деревни Лесная, где был и обнаружен немецким моторизованным патрулём. Одному мотоциклу удалось скрыться, а два осталось гореть, вместе с бронеавтомобилем. Захваченный пленный утверждал, что патруль находился в деревне с вечера, но никакой русской колонны он не встречал. Непонятно было, куда подевалась колонна автомобилей НКВД, с тремя танками дивизии, никаких съездов с дороги не было замечено.
Последние боевые действия брестской танковой дивизии
Несмотря на опасение полковника его отряд успешно обошел Барановичи и вышел на дорогу на Клецк и Слуцк, которая уже была загружена отступающими тыловыми и санитарными частями и эвакуирующимися гражданами. Отряду пришлось вступить в бой с передовыми частями 3 танковой дивизии вермахта. Почти полтора часа длился танковый бой, в результате которого были потеряны семь танков из девяти. Как подвижная часть отряд полковника Кононова перестал существовать.
К 4.00 27 июня остатки 22-ой танковой дивизии вышли в расположение частей 14-го механизированного корпуса и были включены в оборону Слуцка. Но удержать его не смогли. Остатки корпуса отступали в направлении Осипович. Оттуда были направлены в Московский военный округ на переформирование. Полковник Кононов, после длительный проверок в 1942 году стал командиром танковой бригады. А закончил войну в звании генерал-лейтенанта и командующим бронетанковыми и механизированными войсками фронта.
Читайте также
- Брестское направление 1941. Героические мотострелки подполковника Карапетяна
- Брест-1941. Подземные встречи политрука НКВД
- Древний форт на пороге Беловежской Пущи
- Брестское направление 1941. Последний шанс командарма
- Брестское направление 1941. Семь генералов без армии