Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брестское направление 1941. Особый аэродром для специальной истребительной дивизии
Необходимо было большое количество истребительных полков

Брестское направление 1941. Особый аэродром для специальной истребительной дивизии

После того как в высоких кабинетах в 1940 году было решено, что  областной центр Западной Белоруссии – Барановичи будет являться ставкой западного Фронта, начали появляться планы его прикрытия, которые генерировал наркомат обороны совместно с Генеральным штабом РККА.  Польский военный городок, доставшийся Красной Армии в не разрушенном состоянии, позволял комфортно разместиться большому  количеству бойцов и командиров. Поэтому кроме стрелковой дивизии, бригадного района ПВО, двух батальонов НКВД, город и штаб фронта должна была плану  прикрывать  истребительная авиационная дивизия.

Небольшой аэродром для польских самолетов-разведчиков

При Польской республике в Барановичах был гражданский аэродром, который находился в черте города, в километре от железнодорожного вокзала  Барановичи-Полесские. Взлетное поле представляло собой квадрат утрамбованной земли размерами 800х500 метров. Это позволяла принимать почтовые и гражданские самолеты из Бреста, Вильно, Варшавы, Риги. Аэродром использовали и военные. В 1935-1937 году здесь базировалось 6 польских самолетов-разведчиков R-XIII.

До 1939 года в Барановичах был маленький аэродром для самолетов-разведчиков.

До 1939 года в Барановичах был маленький аэродром для самолетов-разведчиков.

Деятельные военные власти СССР малый аэродром с грунтовым покрытием забраковали и решили строить большой аэродром с улучшенными характеристиками взлетной полосы. Взлетное поле нового объекта занимало площадь  1.5х2 километра.  Огромный объем бетонных и строительных работ необходимо было сделать  за один год до 1 июня 1941 года. Кроме этого в Барановической области  за полтора года планировалось построить еще 13 аэродромов. Ответственное строительство было поручено  военно-строительным частям округа.

Хищения и нарушения при строительстве стратегического аэродрома

В марте 1941 года в Барановичи прибывает комиссия под руководством генерал-майора Андрея Таюрского, заместителя командующего ВВС  Западного особого военного округа и майора ГБ Павла Бегмы начальника 3 отделения (Особый отдел ГУГБ НКВД) штаба округа. Комиссия выявила значительное отставание строительства, нехватку специалистов необходимого профиля, отвратительное снабжение военно-строительных частей. В докладной записке Павлом Бегма приводится пример, что половина 2 и 4 роты 449 военно-строительного батальона одеты в лапти в связи с полным износом бракованной обуви. Такие же проблемы были с ватными куртками и нижним бельём.

В Западной Белоруссии требовались новые аэродромы

В Западной Белоруссии требовались новые аэродромы

Питание бойцов  449-го военно-строительного батальона  было настолько отвратным, что интенданты из округа, не рискнули его пробовать.  В батальоне не было заключенных, а были только  призванные из запаса крестьяне Полесской и Гомельской областей.  Выяснились  схемы  занижения  оплаты организациям за автомобильный транспорт и  единоличным крестьянам за гужевой транспорт. Несмотря на то, что государство выделило на оборудование аэродрома сумму в 25 000 000 рублей,  из-за царившего воровства и приписок, срок ввода аэродрома был под угрозой.

Председатель облисполкома Семён Царенко предложил передать подряды на строительство местным  организациям и использовать оплачиваемый труд  жителей области, для борьбы с безработицей. Имея особые полномочия, председатель комиссии добился этого. Сразу же увеличилось количество работающих специалистов, вдвое выросло количество подвод и автомобилей участвующих в стройке.  И в результате к 1 июня 1941 года аэродром был готов, также было построено кирпичное здание штаба и две казармы из кирпича. Остальные здания были сборные из дерева.

Командир дивизии был знаком с наркомом Берией по Грузии.

Командир дивизии был знаком с наркомом Берией по Грузии.

Особая дивизия с особым командиром

На огромном аэродроме должна была базироваться 60-ая истребительная авиационная дивизия. Её уникальность в том, что она состояла из целых пяти авиационных полков, которых планировалось  вооружить новыми самолетами. К июлю 1941 года дивизия могла насчитывать 250-300 самолетов Як-1 и Миг-3. Командиром 60-ой дивизии стал полковник Захарий  Татанашвили, соратник наркома НКВД СССР Лаврентия Берии по подавлению антисоветского  мятежа в Грузии в 1924 году. В сентябре 1924 года молодой летчик  Захарий Татанашвили доставил на своём самолете начальника особого отдела Закавказской армии Лаврентия Берию из Тифлиса в Гори, в условиях непригодных для полёта.

Необходимо было большое количество истребительных полков

Необходимо было большое количество истребительных полков

Усиленная дивизия с лучшими самолетами и опытными летчиками должна была не только прикрывать город с расположенным в нём штабом фронта, но и сопровождать гостей высокого уровня из Москвы.  Аэродром планировалось  оснастить ангарами для самолетов и собственными крупными ремонтными мастерскими для моторов и вооружения.

Новые самолеты для дивизии должны были прибывать первоначально в Оршу, куда и направлялись летчики и техники из действующей армии, а так же выпускники летных и технических училищ. На 15 июня 1941 года в Орше для 60-ой истребительной авиадивизии начали  формироваться 186, 187, 188, 189 истребительные авиаполки. В Бобруйске формировался радиотехнический батальон, в Вилейке батальон охраны.

На большом аэродроме были только У-2

На большом аэродроме были только У-2

Ремонтные службы планировалось обеспечить специалистами, призванными Барановическим военкоматом. К 18 июня в Барановичи прибыло управление дивизии и штабная эскадрилья из нескольких самолетов У-2. Первые самолеты из Орши ожидались 24-го июня. Политотдел дивизии готовил к встрече пилотов праздничный концерт, так как в этот же день ожидалось прибытие командующего ВВС Западного особого военного округа генерал-майора Копца. О первых днях войны и роли Барановического аэродрома в продолжении…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники