После того как в высоких кабинетах в 1940 году было решено, что областной центр Западной Белоруссии – Барановичи будет являться ставкой западного Фронта, начали появляться планы его прикрытия, которые генерировал наркомат обороны совместно с Генеральным штабом РККА. Польский военный городок, доставшийся Красной Армии в не разрушенном состоянии, позволял комфортно разместиться большому количеству бойцов и командиров. Поэтому кроме стрелковой дивизии, бригадного района ПВО, двух батальонов НКВД, город и штаб фронта должна была плану прикрывать истребительная авиационная дивизия.
Небольшой аэродром для польских самолетов-разведчиков
При Польской республике в Барановичах был гражданский аэродром, который находился в черте города, в километре от железнодорожного вокзала Барановичи-Полесские. Взлетное поле представляло собой квадрат утрамбованной земли размерами 800х500 метров. Это позволяла принимать почтовые и гражданские самолеты из Бреста, Вильно, Варшавы, Риги. Аэродром использовали и военные. В 1935-1937 году здесь базировалось 6 польских самолетов-разведчиков R-XIII.
Деятельные военные власти СССР малый аэродром с грунтовым покрытием забраковали и решили строить большой аэродром с улучшенными характеристиками взлетной полосы. Взлетное поле нового объекта занимало площадь 1.5х2 километра. Огромный объем бетонных и строительных работ необходимо было сделать за один год до 1 июня 1941 года. Кроме этого в Барановической области за полтора года планировалось построить еще 13 аэродромов. Ответственное строительство было поручено военно-строительным частям округа.
Хищения и нарушения при строительстве стратегического аэродрома
В марте 1941 года в Барановичи прибывает комиссия под руководством генерал-майора Андрея Таюрского, заместителя командующего ВВС Западного особого военного округа и майора ГБ Павла Бегмы начальника 3 отделения (Особый отдел ГУГБ НКВД) штаба округа. Комиссия выявила значительное отставание строительства, нехватку специалистов необходимого профиля, отвратительное снабжение военно-строительных частей. В докладной записке Павлом Бегма приводится пример, что половина 2 и 4 роты 449 военно-строительного батальона одеты в лапти в связи с полным износом бракованной обуви. Такие же проблемы были с ватными куртками и нижним бельём.
Питание бойцов 449-го военно-строительного батальона было настолько отвратным, что интенданты из округа, не рискнули его пробовать. В батальоне не было заключенных, а были только призванные из запаса крестьяне Полесской и Гомельской областей. Выяснились схемы занижения оплаты организациям за автомобильный транспорт и единоличным крестьянам за гужевой транспорт. Несмотря на то, что государство выделило на оборудование аэродрома сумму в 25 000 000 рублей, из-за царившего воровства и приписок, срок ввода аэродрома был под угрозой.
Председатель облисполкома Семён Царенко предложил передать подряды на строительство местным организациям и использовать оплачиваемый труд жителей области, для борьбы с безработицей. Имея особые полномочия, председатель комиссии добился этого. Сразу же увеличилось количество работающих специалистов, вдвое выросло количество подвод и автомобилей участвующих в стройке. И в результате к 1 июня 1941 года аэродром был готов, также было построено кирпичное здание штаба и две казармы из кирпича. Остальные здания были сборные из дерева.
Особая дивизия с особым командиром
На огромном аэродроме должна была базироваться 60-ая истребительная авиационная дивизия. Её уникальность в том, что она состояла из целых пяти авиационных полков, которых планировалось вооружить новыми самолетами. К июлю 1941 года дивизия могла насчитывать 250-300 самолетов Як-1 и Миг-3. Командиром 60-ой дивизии стал полковник Захарий Татанашвили, соратник наркома НКВД СССР Лаврентия Берии по подавлению антисоветского мятежа в Грузии в 1924 году. В сентябре 1924 года молодой летчик Захарий Татанашвили доставил на своём самолете начальника особого отдела Закавказской армии Лаврентия Берию из Тифлиса в Гори, в условиях непригодных для полёта.
Усиленная дивизия с лучшими самолетами и опытными летчиками должна была не только прикрывать город с расположенным в нём штабом фронта, но и сопровождать гостей высокого уровня из Москвы. Аэродром планировалось оснастить ангарами для самолетов и собственными крупными ремонтными мастерскими для моторов и вооружения.
Новые самолеты для дивизии должны были прибывать первоначально в Оршу, куда и направлялись летчики и техники из действующей армии, а так же выпускники летных и технических училищ. На 15 июня 1941 года в Орше для 60-ой истребительной авиадивизии начали формироваться 186, 187, 188, 189 истребительные авиаполки. В Бобруйске формировался радиотехнический батальон, в Вилейке батальон охраны.
Ремонтные службы планировалось обеспечить специалистами, призванными Барановическим военкоматом. К 18 июня в Барановичи прибыло управление дивизии и штабная эскадрилья из нескольких самолетов У-2. Первые самолеты из Орши ожидались 24-го июня. Политотдел дивизии готовил к встрече пилотов праздничный концерт, так как в этот же день ожидалось прибытие командующего ВВС Западного особого военного округа генерал-майора Копца. О первых днях войны и роли Барановического аэродрома в продолжении…
Читайте также
- Брестское направление 1941. Героические мотострелки подполковника Карапетяна
- Брест-1941. Подземные встречи политрука НКВД
- Древний форт на пороге Беловежской Пущи
- Брестское направление 1941. Последний шанс командарма
- Брестское направление 1941. Семь генералов без армии