Последний предвоенный день в Пружанах, где в 80 километрах от границы расположилась 30-ая танковая дивизия и два авиационных полка прошел более, чем динамично. Усиленные патрули проверяли каждый уголок небольшого города, а так же оба военных городка. Пропажа накануне районного уполномоченного ГБ стала огромной проблемой военных и советских властей региона.
Беспокойный вечер 21 июня 1941 года
Вечером в городе не было слышно, как обычно, музыки оркестра. Хотя с мая оркестр танковой дивизии всегда по субботам играл на большой танцевальной площадке, практически в центре города. Местные жители были крайне напуганы и постарались как можно быстрее запереться у себя в домах. Мелкие магазины и лавочки закрылись еще в обед, а многие даже и не открывались в субботу. В отличии от властей которые неумело разыгрывали спокойствие и оптимизм, местные жители ко всем слухам и намекам относились очень серьезно.
С 23.00 стали слышные частые орудийные залпы. Это по распоряжению штаба армии 60-ый танковый полк проводил ночные танковые стрельбы. В военном городке готовили автомобили боевые машины 61-го танкового полка к смотру, который должен был состояться 23 июня 1941 года, с участием командира корпуса, начальника штаба армии и членов комиссии Наркомата обороны СССР.
Танковые полки 14-го механизированного корпуса, который располагался на самой границе, это особенный разговор. Но даже среди них, укомплектованных по остаточному принципу танками Т-26, 60-ый танковый полк майора Трофима Танасчишина был особенным. Его 3 и 4 батальоны были оснащены учебными танками, взятыми из Ленинградского и Архангельского военных округов. Это были модификации 1931 и 1932 года, не проходившие ни одной модернизации. Они представляли собой танки с двумя башнями, как у основной модели прародителя советских танков английского «Wickers Mk E».
Были модели с древней 37-мм пушкой Гочкиса и пулеметом, с двумя пулеметами, а также с 2 огнеметами. Последние танки годились только как тягачи, так как округ еще с осени 1940 года никак не мог поставить компрессоры необходимые для огнеметных танков. Но по документам в в полку находилось более сотни боевых машин и никто не догладывал на самый верх, что из пушки Гочкиса можно эффективно только стрелять по деревянным сараям, а не по бронированным целям врага.
Когда читаешь данные о техническом состоянии советских танков в 14-ом механизированном корпусе, то понимаешь, какими надо быть героическими людьми чтобы на этих машинах устраивать танковую атаку дивизий Гудериана. Помпотех воентехник 1-го ранга Николай Матвеев практически ночевал в ремонтных боксах уже полгода, чтобы склепать из устаревших и изношенных машин, хоть какое-то подобие боевого ядра батальонов. Но нападения последней недели заставили командира дивизии Семена Богданова усилить охрану городка, выставив на дорогах по мотострелковому отделению с пулеметным танком.
Дерзкое нападение на аэродром Пружаны
Так же была усилена и охрана аэродрома, где вечером 21 июня находилось 44 истребителя И-16(V) из них 25 исправных, 15 истребителей И-153 из них 6 исправных, а также два абсолютно новых МИГ-1. В 1.30 на аэродром пыталась проникнуть группа вооруженных людей численностью до 10 человек. Они пытались выйти из леса через тот участок, где было усилено наблюдение и установлен авиационный пулемет на кустарном станке.
Группа была рассеяна в течение минуты, зато проснулись все Пружаны, затарахтели мотоциклы курьеров, поскакали кони комендантского взвода НКВД. Не успели разобраться с этим событием, в лесу было найдено три убитых мужчины, в красноармейской форме с петлицами инженерных войск, как ожила рация, настроенная на связь со штабом 10-ой авиационной дивизии. Командир дивизии полковник Белов объявил боевую тревогу ровно в два часа ночи, ссылаясь на указание командующего ВВС округа.
У летчиков боевая тревога, у танкистов всё спокойно
Перезвонить и уточнить не представлялось возможным , так в 2.30 проводная связь была перебита, а на частоте радиосвязи со штабом дивизии шли сплошные помехи. В 3.05 посты ВНОС вблизи аэродрома засекли два немецких самолета. Один был разведчик Х-111, а второй, скорее всего транспортный. Примерно в это же время командир взвода районного истребительного отряда Арсений Бобрук сообщил, что неподалеку от комплекса МТС был высажен десант из девяти человек. На проверку информации был отправлен грузовой автомобиль ЗИС-5 со взводом комендантской роты гарнизона.
В штабе танковой дивизии не спали, но подтверждение о боевой тревоге по радиостанции, наподобие того, что получили летчики им не пришло. Самолет разведчик демонстративно кружил над городом и военными городками. Средств ПВО, кроме нескольких зенитных пулеметов в городе не было, и пугануть разведчика было нечем. Командир 33-го истребительного полка майор Николай Акулин приказал подняться в воздух дежурному звену лейтенанта Мочалова и проводить и выдавить немецкий самолет с территории Советского Союза. Немецкий летчик, зафиксировав взлет истребителей начал медленно удаляться.
Читайте также
- Брестское направление 1941. Польский военный городок для советских танкистов
- Брест-1941. Секретная стройка в Брестской крепости
- Брест-1941 Уникальный подземный объект
- Брест-1941. Секреты подземного строительства
- Брест-1941. Напрасный рейд капитана Колесникова