Ни один объект не был окружён такой завесой секретности как подземный комплекс, создаваемых в 1940 году специальными строительными частями НКВД в Бресте.
Секретность подземного строительства
Чтобы организовать строительство огромного комплекса в режиме секретности, нужны были особые таланты. И в НКВД СССР они нашлись, стройку в Бресте курировал начальник Главного военно-строительного управления НКВД СССР комбриг Иван Любый, который бывал в Бресте каждый месяц, начиная с января 1940 года. Заместителем начальника Специального строительного управления НКВД БССР был капитан ГБ Иван Рытиков, который имел свой кабинет в одном из зданий НКВД БССР, по улице Карла Маркса. Само строительное управление находилось в Интендантском городке в одном здании с отделами НКВД, занимающимися аэродромным и шоссейным строительством.
Сотрудники управления ходили на работу либо в штатском, либо в форме младшего начсостава инженерных и радиотехнических войск РККА. На второй этаж здания, где размещалось специальное строительное управление, вёл специально обустроенный отдельный вход, а внутри, на лестничной площадке стоял вооруженный пост. После того, как из канцелярии на первом этаже пропал говорливый воентехник 2 ранга, который любил хвастаться своей осведомлённостью, сотрудники НКВД начали не замечать своих коллег, работающих на втором этаже.
В это же время появляются в городе слухи, что в царское время Крепость и все форты, включая самые дальние, были связаны подземными дорогами с уложенными рельсами. И по длинным тоннелям две лошади могли тянуть хоть тяжёлую пушку, хоть металлическую повозку, нагруженную боеприпасами. В это верило достаточно много народа, сразу же нашлись обыватель, служившие в крепости до 1915 года, которые лично сами ходили по этим ходам чуть ли не десятки километров. Скорее всего, создавалась версия на случай обнаружения гигантского подземного строительства, которое можно было свернуть на царские времена.
В свое время, польские сапёры, которые до 1939 года активно рыли коммуникации на территории Брестской крепости, тоже утверждали что занимаются расчисткой тоннелей времен царской России. Начальник штаба батальона, выступая перед активом молодежной военизированной организации, утверждал, что их главная цель не построить новые подземные ходы, а расчистить и приспособить к современным условиям старые тоннели. Создаётся впечатление, что каждые новые хозяева крепости осваивали подземные пространства, оставшиеся от прежних хозяев, и активно строили новые, создавая огромный тайный лабиринт с неясными целями.
Государственная тайна для брестского водителя-техника
Викентий Мазур в 1940 году работал на железной дороге и был водителем-техником единственного в Бресте автокрана АТК-3, имеющего грузоподъемность около трех тонн. В сентябре 1940 года к нему на работу приехал лейтенант НКВД на мотоцикле. Он переговорил с начальником участка и тот приказал ехать Мазуру вместе с товарищем командиром в крепость, для выполнения особо важных работ. В сопровождении лейтенанта автокран проехал через всю крепость на Тереспольское укрепление.
Его остановили перед новеньким сплошным деревянным забором высотой не менее двух метров. После тщательной проверки и обыска автомобиля его пропустили. За забором стояло два сборных деревянных домика и был вырыт небольшой котлован примерно 7-8 метров в окружности. На дне котлована, примерно в трех метрах от поверхности была бетонная площадка с большим проемом. Возле него стояли люди в чёрных новых комбинезонах. Один из них с замашками большого начальника поднялся наверх и подошёл к Мазуру. Он разъяснил, что ему надо вначале достать груз снизу из подземного зала и перегрузить его на машины, а потом загрузить вовнутрь то, что привезут. У них есть и свой кран и крановщик, но он попал в аварию на мосту, а работы нужно произвести максимально срочно, лейтенант НКВД оформил быстро все документы на допуск к государственной тайне и ответственности за её разглашение.
Мазур только потом стал осознавать, что стал свидетелем чего то необычного. После этого водитель-техник крана целый день подымал из тёмного проёма тяжёлые металлические ящики, весом не менее 100 килограмм, внизу их складывали в сетку, похожую на ту, которую используют в порту по 10-15 штук. Наверху во двор один за другим въезжали грузовые машины, на которые и грузили поднятые ящики. Мазура удивляло количество людей, возникающих словно ниоткуда, появились и снова исчезали.
Их количество приближалось к сотне и становилось понятно, что внизу, за бетонной поверхностью находятся большие подземные помещения. Но с какой целью все это было выстроено, водитель-механик не понимал. После подъёма наверх каких-то тяжёлых металлических механизмов, каждый весом более двух тонн, большой начальник подошел к Мазуру и поставил его в известность, что он заночует на объекте. Спать его определили в домике, где стояло несколько застеленных коек. Ужинал он со странными людьми. Они общались, шутили, но Мазура словно не замечали и даже не смотрели на него. После ужина приехали два грузовых автомобиля ЗИС-5 увезли примерно половину присутствующих на площадке, а за начальником приехал черный лакированный «Шевроле», из тех, что выпускались в Польше до 1939 года…
Читайте также
- Брест-1941. Напрасный рейд капитана Колесникова
- Брест-1941. Забытый батальон
- Брест1941.Ночной дозор капитана Колесникова
- Брест 1941. Удачный прорыв из старого форта
- Брест-1941. Неизвестная оборона старого форта