К ноябрю 1940 года половина Бреста шептались, что НКВД под городом роет второй город на случай большой европейской войны и что уже прорыли огромный ход на территорию генерал-губернаторства, да такой огромный, что по нему могут ездить танки.
Предвоенные слухи о подземном городе
Это были только неподтвержденные слухи, и областное управление НКВД их прилежно собирало и фильтровало, с целью выявить произошедшие утечки. В ноябре 1940 года в Бресте открылось первое современное бомбоубежище с несколькими запасными выходами. Одновременно в него можно было попасть из здания штаба 28-го стрелкового корпуса и из здания областного управления НКВД. Кроме этого из бомбоубежище имелось два запасных выхода, один из которых находился по направлению к вокзалу, в второй по направлению к крепости.
Именно в этом бомбоубежище утром 22-го июня 1941 года спасались семьи высшего командирского состава Брестского гарнизона. Но никто не вспоминает про жён руководства НКВД, а всё потому, что автобусы управления вывезли семьи работников областных управлений НКГБ и НКВД ещё 19 июня 1941 года в летний лагерь, расположенный в 35 километрах восточнее Бреста. Да и сами руководящие работники НКВД, по какой-то причине встречали войну на удалении от Бреста. Не хватает времени провести полный анализ. Возможно это связано было с очередным этапом выселения нелояльного населения Западной Белоруссии вглубь Советского Союза.
В 1940 году такое убежище вызывало гордость у местных комсомольцев, и даже было убеждение, что такого надёжного и большого бомбоубежища не было даже в столице БССР в Минске. Но такой объект ещё больше подогрело слухи об огромном подземном строительстве в Бресте. Даже в трудовых коллективах об этом спрашивали у профессиональных агитаторов, которые без инструкции тоже не знали, как на это отвечать. В декабре 1940 года Брест посещает инспекция во главе с особо уполномоченным НКВД СССР, старшим майором ГБ Алексеем Стефановым.
Исчезновение строителей подземных коммуникаций Бреста
После этой проверки расформировывается особое строительное управление НКВД БССР, и на его базе формируется обычный инженерный полк окружного подчинения. Все военно-строительные батальоны НКВД реорганизуются в отдельные военно-строительные роты НКВД. Им присваиваются те же номера, но главная их задача уже заключается в возведении пограничной инфраструктуры. Но все их формируют на базе бывших четвёртых рот батальонов. Что произошло с основным составом военно-строительных батальонов НКВД СССР, которые и производили подземные работы невозможно уже выяснить.
Но больше всех по какой-то причине пострадал 4-ый отдельный автомобильный батальон НКВД. Его полностью расформировали, автомобили передали на формирование 14-го механизированного корпуса и в автороты пограничных войск НКВД БССР, а личный состав разбросали по самым дальним точкам Советского Союза. Водителей направили в пограничные отряды Средней Азии, трудовые лагеря, управления НКВД на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Сержант Михаил Автушко попал из Бреста прямиком в Забайкалье, где служил до декабря 1945 года в автотранспортном взводе 31-го Даурского укрепленного района.
С декабря 1940 года о большом строительстве в крепости словно забыли, даже пограничные долговременные огневые точки возводились неспешно, по остаточному принципу. На железнодорожные станции Брест эшелоны со строительными материалами начали прибывать по обычному графику. Исчезают привычные колонны армейских грузовиков с металлом и цементом.
Неизвестный уникальный объект
В 1940 году в Бресте происходило масштабное строительство, которые вели строительные батальоны НКВД. Местное начальство и жителей в этот процесс не вовлекали, поэтому сведений об этом практически нет, кроме отрывочных случайных воспоминаний из которых сложно выложить целостную картину.
Видный деятель КПЗБ, а до войны секретарь райкома партии одного из приграничных районов Брестской области Мирон Криштофович , вспоминал, что в феврале 1941 года их собрали на совещание в Бресте. Перед ними выступал, начальник управления оборонительного строительства НКО из Москвы, секретарь обкома, командир 28-го стрелкового корпуса, начальник пограничного отряда. В конце совещания тех секретарей, которые одновременно были командирами истребительных батальонов отделили от всех. Истребительные батальоны в Западной Белоруссии действовали во всех пограничных районах с пропускным режимом, начиная с декабря 1939 года.
Затем сухощавый генерал-майор отвёл группу из нескольких человек показать современное бомбоубежище под зданием штаба корпуса. Потом секретари райкомов, следуя за генералом прошли быстрым шагом по освещенному бетонированному коридору в почти законченный бункер противовоздушной обороны, который размещался на окраине городского парка. Сверху над бункером находился продовольственный склад. От большого из нескольких залов помещения отходили коридоры в разные стороны, ещё не закрытые дверями. На вопрос, куда ведут эти хода, генерал-майор ответил, что это государственный секрет и единственное, что он может рассказать, что инженерными войсками РККА в Бресте создан уникальный объект, который значительно повысил возможности вооружённых сил. Уже после войны Криштофович в парке искал этот бункер, но обнаружил только место большого подземного взрыва, где смешался грунт, а также бетонные и металлические конструкции…
Читайте также
- Брест-1941. Напрасный рейд капитана Колесникова
- Брест-1941. Забытый батальон
- Брест1941.Ночной дозор капитана Колесникова
- Брест 1941. Удачный прорыв из старого форта
- Брест-1941. Неизвестная оборона старого форта