Если говорить о подземном уровне Брестской крепости, то становится понятно, почему специальные строительные части вели в Брестской крепости и в самом городе, на протяжении всего 1940 года такие масштабные строительные работы. По воспоминаниям местных жителей никогда на территории старой крепости не бывало такого строительного аврала, но не везде, а только на конкретных участках.
Военно-строительные части НКВД, для Брестской крепости
До 1940 года тоже проводились большие строительные работы во время реконструкции старой крепости, но видимые следы этих действий существуют и поныне. А вот деятельность специального строительного управления НКВД БССР и трех 12-го,13-го и 15-го военно-строительных батальонов НКВД СССР не была видна, от слова совсем ни в 1941 году, ни спустя восемьдесят лет. По всей логике фортификационного строительства, специальные части должны были создавать современную фортификационную линию в городской черте Бреста, включая крепость. А принадлежность их НКВД обуславливалось пограничным расположением Бреста.
По воспоминаниям бывшего члена Брестского РК КП(б)Б Пугача в этих батальонах было по четыре роты. В первые три были набраны молчаливые, физически развитые мужчины. Ходили даже слухи, что эти роты были набраны из тех командиров, которые должны были перед Родиной и партией своим трудом искупить пассивное участие в троцкистском заговоре внутри РККА. Все командиры отделений в этих ротах были вооружённые сверхсрочники войск НКВД. Четвёртая рота была попроще, и состояла из нескольких десятков бойцов из глухих деревень Гомельской, Могилевской и Смоленской области к которым постоянно направляли провинившихся с гарнизонной гауптвахты и прочих армейских штрафников.
Но именно четвёртые роты военно-строительных батальонов, неспешно, при помощи комсомольцев города и района, саперных рот дивизии, производили земляные работы и уборку территории крепости и городских военных городков. А с июля 1940 года они приступили к возведение Брест-Литовского УР. Строительство укрепленного района постоянно нуждалось в цементе, стали и других строительных материалах. Это удивительно, потому что на станцию Брест-2 и Брест-3 сейчас это Брест-Западный и Брест-Северный, постоянно, начиная с декабря 1939 года выгружались сотни тонн стального проката и цемент в огромных количествах.
Образцовый автомобильный батальон для выполнения важнейшей задачи
Принимали этот груз представители специального строительного управления НКВД БССР, а транспортные функции осуществлял водители 4-го отдельного автотранспортного батальона войск НКВД, в котором служил сержант Михаил Автушко. Он вспоминал, что первоначально их часть сформировали для финской границы. Но потом появились командиры в форме НКВД и нам объявили, что большинство останется в батальоне наркомата, и будет выполнять особо ответственное задание в Западной Белоруссии. В Бресте батальон размещался в форту на окраине города, рядом с Минским шоссе и Тришинским кладбищем. Автомобильный парк батальона состоял из 250 грузовых автомобилей ЗИС-5 выпуска 1939 года. Это было очень необычным, так как абсолютное большинство автомобильных батальонов РККА имели достаточно пестрый состав автомобилей.
Михаил вспоминал, что в форту машины стояли очень плотно. Поэтому и сооружались из дерева навесы с оградой, чтобы разгрузить двор форта, но большая масса автомобилей не должна была просматриваться с шоссе. Жили в казематах в том же форту, что было достаточно комфортно, так зимой внутри было тепло, а летом прохладно. По сравнению с автобатами РККА, которые квартировали в лесах, условия 4-го автомобильного батальона НКВД были почти царские.
Работы было много, основные маршруты были многочисленные железнодорожные станции, крепость, куда на пограничное укрепление возили просто гигантское количество строительных материалов, причём абсолютно было непонятно, какое там строительство идёт, так как никаких видимых изменений не происходило, а сотни тонн цемента, металла, булыжника словно провалились сквозь землю. Уже потом после войны Михаил говорил, что и на выгрузке он видел одних и тех же лиц.
Довоенное подземное строительство
Такие же непонятные работы шли в городском парке, где за оградой с охраной возводился странный объект, во дворе здания штаба корпуса и в районе железнодорожного вокзала. Возле этих объектов шла гигантская невидимая постороннему взгляду работа. По субботам водители любили пройтись по знаменитым кондитерским Бреста, где, как и до 1939 года подавали кофе по-варшавский и вкусные свежие пирожные. Между собой странности поездок водители не обсуждали, так как считали это государственным секретом и боялись шпионов, о которых перед увольнением предупреждали многочисленные политруки батальона.
Но слухи среди военных водителей ходили. Говорили, что под крепостью и под городом возводят секретный подземный город, благодаря которому граница станет полностью неприступной. Но подробностей никто не говорил. В то же время иногда водители заезжали и на строительные объекты 62-го УР и видели там, что работы ведутся спустя рукава медленно и некачественно. И главное, что это продолжается длительное время и никто, никого не наказывает…
Читайте также
- Брест-1941. Напрасный рейд капитана Колесникова
- Брест-1941. Забытый батальон
- Брест1941.Ночной дозор капитана Колесникова
- Брест 1941. Удачный прорыв из старого форта
- Брест-1941. Неизвестная оборона старого форта