Старинный город Берестье был полностью разрушен в 1240 году войском монгольского тёмника Бурундая. Берестейцы оказали достойное сопротивление, позвав на помощь лесных воинов Беловежской Пущи, ятвягов. Несмотря на многочисленные жертвы, войску Бурундая удалось взять город, брошенный волынскими князьями, которые в тот период контролировали важнейший форпост, стоявший на важном торговом пути из Русских княжеств в Чехию, Польшу, Священную Римскую Империю.
Сожженный дотла Берестье и вассальная зависимость волынских князей
В наказание за сопротивление жестокий полководец приказал убить всех жителей города, включая ятвяжских бояр, а город сжечь, вместе с церквями и монастырем. В 1241 году волынские князья Василько и Данила, вернувшиеся из Венгрии в своё княжество обнаружили от Берестья только огромное зловонное пепелище. Вид полностью разрушенного большого города поразил волынского князя Данилу. После этого он быстро признал зависимость от Золотой Орды и стал её вассалом.
Но ставка монголов была далеко, а Европа, которая не платила дань ханам совсем близко, поэтому волынские князья вскоре перестали ездить в Орду за ярлыками, так как события на ранее спокойных землях начали стремительно развиваться. В 1261 году первый великий князь Литовский Миндовг решил отказаться от православия, которое он принял в 1246 году для успешных переговоров с Византией, Полоцким княжеством и Новгородской республикой.
Наладив контакт с Европой, Миндовг решил получить королевскую корону и принял в 1251 году католичество, положив начало будущей религиозной терпимости, которая существовала на землях современной Беларуси вплоть до середины XIX века. Магнаты и шляхта в зависимости от политической и экономической сообразности могли в своей жизни быть по очереди истинными православным, набожными католиками, хитрыми униатами или прогрессивными кальвинистами, оставаясь в душе язычниками.
Да и сам Миндовг в 1261 году отрёкся от католичества и вообще от христианства и вернулся к своим могучим лесным богам. Но с 1251 году галицко-волынские князья начали долгую и затяжную войну с Великим княжество Литовским, экспансия которого начинала пугать князей, попавших в вассалы к Золотой Орде, своими масштабами. Из-за постоянных стычек очень долгое время Берестье не могли полноценно заселить, и здесь выстроили небольшой поселок, который обслуживал интересы проплывавших купцов. Стены были невысокими, а дома более, чем скромными. Существует вполне логичная версия, что именно этот поселок можно увидеть сегодня в раскопе археологического музея “Берестье”.
Покровитель Берестья – воинственный философ
С 1269 году волынским князем становится 20-летний Владимир Василькович. К тому времени волынские князья, хоть имеют вассальное положение перед Великим княжеством Галицким, именуются тоже великими князьями волынскими. В XIII-XIV новых великих княжеств появилось несколько, благо ярлык великого князя у правителей Орды стоил, немного дороже обычного. Мать Владимира Васильковича польская княжна Дубравка Мазовецкая выучила юношу читать на латыни и помогла собрать первую библиотеку.
После чего у молодого князя появилось нестандартное для средневековых князей желание читать. Владимир Василькович был одним из первых князей, который начал создавать свою собственную библиотеку. Сейчас уже невозможно выяснить, кто первый назвал его Философом, но это прозвище осталось с князем до конца смерти.
Молодой князь неохотно откликался на призывы татар участвовать в карательных экспедициях на южные земли Великого княжества Литовского. Княжество сумело сохранить независимость от Орды и периодически перехватывало татарские отряды, если они углублялись на север. После нескольких походов, прошедших без особых достижений Владимир Василькович откровенно тяготился вассальными обязанностями. Послов из Золотой Орды он по-прежнему принимали с почетом, но на все их настойчивые уговоры идти совместным походом кого-либо волынский князь отвечал уклончиво.
Наместники Золотой Орды были недовольны, но наказать князя за его своенравие не решались. Владимир Василькович имел к 1272 году несколько каменных крепостей, большую дружину и исправно платил дань. Воевать с ним было для рационального монгольского государства невыгодно экономически и политически.
Сухопутные пираты – беловежские ятвяги
Владимир Василькович успешно торговал с ганзейскими городами, а самая короткая и выгодная сухопутная дорога шла с побережья Балтийского моря, через огромный лесной массив, который сейчас называют Беловежской Пущей. В то легендарное время, через пущу шел старинная дорога, называемая Путь Тура. Было непонятно, это названо в честь князя основавшего белорусский город Туров или большого животное, исчезнувшее только в XVIII веке. Начиная с ноября и до апреля, морозы сковывали ручьи и болотца, и образовывался очень удобный зимник, по которому европейские купцы, торговавшие с Дикой степью, Крымом и Византией доставляли товар в перевалочные склады в Берестье. Отсюда, как сходил лед с рек, небольшие караваны кораблей уходили на Юг и Восток.
Проживающие в Пуще ятвяги брали с проезжающих плату, но она была умерена и устраивала все стороны. Но после того как медведь-шатун задрал единого ятвяжского князя Комута, большой племенной союз распался на пять отдельных племен. Каждый удельный князь начал требовать свою плату за проезд. В результате расходы купцов выросли в пять раз, что моментально сказалось на ценах и желании европейцев ехать через Пущу с товарами. Владимиру Васильковичу нужно было срочно действовать, но об этом в продолжении.
Читайте также
- Закат полоцкого влияния на Балтике и расчетливая жена полоцкого князя
- Коварный план князя Вячко по захвату Риги
- Стремительный ужас Брест-Литовска
- Зловещее капище Берестья
- Полоцкие торговые войны и отчаянные фальшивомонетчики