Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » О Великой Отечественной Войне » Брест-1941 Беспощадный трибунал генерала Пузырева
На станцию налетели Ю-87

Брест-1941 Беспощадный трибунал генерала Пузырева

После того, как отряд генерал-майора Михаила Пузырева вышел из огромного Беловежского леса на автодорогу Волковыск-Береза начальник отряда начал принимать адекватные решения.

Возле переправы валялись груды разбитой техники
Возле переправы валялись груды разбитой техники

Опасная переправа по заминированному мосту

Было понятно, что главное — это было переправить отряд через речку Зельвянка в районе небольшого местечка Зельва. Зенитного прикрытия у моста не было, как и у всех остальных на территории западной Белоруссии. Немецкие самолеты сам мост не бомбили, зато активно охотились за колоннами и одиночными автомобилями, которые въезжали на мост. Командир сапёрного батальона, который взял на себя ответственность по охране и минированию моста, разработал график перемещения по нему грузовых машин.

В ходе наблюдений было выяснено, что немецкие самолеты прилетают на штурмовку моста два раза в час по четыре самолета. Такая немецкая тактика позволяла переправляться сразу после отлета бомбардировщиков в течение 15-20 минут. За это время небольшой мост успевают пересечь три группы из трех грузовых автомобилей. Люди должны бежать на свой страх и риск рядом с автомобилями. Живой транспорт переправлялся по ночам. Но стоило грузовым автомобилям хоть немного задержаться, то последняя тройка практически всегда попадала под бомбежку. При подъезде к мосту, внизу в речке и на насыпи за мостом лежали десятки обгоревших остовов автомобилей.

Большинство командиров отряда генерал- майора Пузырева были военными инженерами, поэтому они быстро договорились о переправе, и, соблюдая график, смогли оказаться на правом берегу землянки, потеряв пять автомобилей. Это был своеобразный рекорд по безопасному пересечению речки. После переправы основная часть военных строителей, которые переправлялись пешком, больше не присоединилась к отряду. Возле Слонима генерал- майор наконец смог связаться с начальством и получить от них указания о дальнейших действиях.

Отряд получает указания

Все гражданские лица должны были быть сданы коменданту станции Слоним и отправлены в эвакуацию в  безопасные районы. Бойцам и командирам пулеметных батальонов и других частей, которые присоединились к отряду по пути, необходимо было прибыть в город Барановичи, где поступить в распоряжения командира 137-ой стрелковой дивизии. Военным инженерам и военным строителем следовало направиться в Минск в управление оборонительных сооружений Западного фронта.

Когда появились конкретные указания руководства, генерал-майор Пузырев снова приобрел уверенность и рассудительность. Все женщины и дети отряда были переданы на станции Слоним коменданту и посажены на пассажирский поезд в сопровождении двух легкораненых воентехников. Строевой состав в количестве 230 человек был отправлен в Барановичах на восьми грузовых автомобилях. Оставшаяся группа двинулась по направлению к Минску, но в районе Новогрудка, когда отряд ночевал в окрестностях города, пришла информация, что немцы перерезали дороги, ведущие в Барановичи и Минск.

Немецкие дивизии отсекли дороги на Барановичи и Минск
Немецкие дивизии отсекли дороги на Барановичи и Минск

Относительно безопасной  оставалось только дорога на Слуцк через Синявку. Командир отряда не хотел еще раз выбираться из окружения, поэтому ночью колонна из пятнадцати автомобилей двинулась по направлению к Слуцку, тяжело прорываясь через  плотные массы беженцев и другие автомобильные колонны. Утро 26-го июня 1941 года отряд Брестского укрепленного района находился у железнодорожной станции Покрашево, в нескольких километрах от Слуцка. Водители набирали на местной водокачке воду, кое-кто из бойцов мылся, раздевшись до пояса.

На станцию прибыл эшелон с эвакуированными
На станцию прибыл эшелон с эвакуированными

Трагедия на станции Покрашево

Вдруг неожиданно на станции появился эшелон. Он состоял из нескольких десятков товарных вагонов и семи классных пассажирских вагонов. Паровоз остановился возле водокачки и начал набирать воду, а в это время из вагонов вышли размяться женщины и дети. Как подняли бойцы, это были эвакуированные с Белостокской области. Было очень опасно солнечным днем находиться на открытой станции эшелону с большим количеством людей. Буквально через пять минут после прибытия эшелона в небе показалась тройка пикирующих бомбардировщиков Ю-87, которые неспешно двигались по направлению к станции.

Они абсолютно безнаказанно расстреливали вагоны из пулеметов и кидали небольшие фугасные бомбы. Всего в этой бойне погибло 46 человек, в основном женщин и детей, несколько десятков были ранены, в том числе 36 требовалась стационарная больничная помощь. Но потери могли быть еще больше, если бы мимо станции не проезжала автомобильная зенитная установка. Её четыре пулемета сумели сбить один бомбардировщиков, остальные решили не рисковать и улетели на Запад.

На станцию налетели Ю-87
На станцию налетели Ю-87

Генерал-майор Пузырев приказал разыскать и доставить к нему , выбросившихся на парашютах немецких летчиков. Бойцам пришлось их отбивать от самосуда. Командир укрепленного района показал отличное знание немецкого языка, допросив пленных. Ими оказались майор люфтваффе, заместитель командира бомбардировочной группы и стрелок. Пузырев спросил у немецкого  летчика, видел ли он, что атакует гражданский поезд с мирным населением, на что майор ответил утвердительно, добавив, что целью был сам эшелон, который мог применяться при воинских перевозках. И что потери мирных  людей в такой ситуации были неизбежны.

Военный трибунал был беспощадным
Военный трибунал был беспощадным

Командир отряда  принял решение судить немецких летчиков, применив военно-полевое правосудие, к тому же в отряде был свой военюрист. Быстрое следствие установило, что на крышах четырех последних вагонов были нанесены красные кресты, видимые с воздуха. Поэтому действие немецких летчиков стоить рассматривать, как военное преступление и приговор может быть только – смертная казнь. Через два часа после начала следствия и заседания суда летчики были расстреляны. Военно-полевой суд, проведенный по всем правилам 26-го июня 1941 года, стал первым процессом о военных преступлениях немецких войск в СССР…

Читайте также

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники