Welcome-Belarus
Туроператор "Ваш отдых"
Организуем туры по Беларуси с 2004 года
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
+7 495 108-64-63 Звонки
+375 33 6-680-680
Viber, WhatsApp, Telegram
Вы здесь: Главная » Статьи о Беларуси » Лучшее в Беларуси » Как жили древние люди на территории современной Беларуси
Ритуальный столб

Как жили древние люди на территории современной Беларуси.

В период ухода последнего ледника (10-14 тыс. лет назад) с территории Беловежской пущи вдоль русла реки Правая Лесная, шло заселение территорий древним человеком. Здесь он строил свои нехитрые жилища, обрабатывал кремень и делал орудия труда, охотился и рыбачил.

Местоположение на возвышенностях вблизи реки с богатыми лесами – всегда рассматривалось как возможное место стародавних поселений наших предков. Эти предположения подтвердились, когда в 2007 году были выполнены поисковые археологические раскопки. Были выявлены два десятка памятников археологии, от мезолита до средневековья (10- тыс. лет до н.э. – VII в.н.э.).

Вид на вход в Археологический музей в Пуще

Вид на вход в Археологический музей в Пуще

Поэтому именно здесь будет построен большой археологический музей под открытым небом, а пока туристам предлагают познакомиться с городищем бронзового и раннего железногоо века.

Городище бронзового, раннего железного века.

В городище восстановлена обстановка, в которой жили представители Милоградской археологической культуры и культуры штрихованной керамики.

Внутренний двор

Внутренний двор

По мере изучения археологами предметов, найденных в земле многие начали замечать похожесть памятников археологии на определённых территориях. У них были одинаковые постройки, керамические (глиняные) горшки, погребальный обряд, орудия труда, оружия и украшения.

Самыми значимыми культурами в период позднего бронзового века, на территории Беларуси были милоградская культура и археологическая культура штрихованной керамики. Люди, имевшие отношение к данным культурам и жившие в тот далёкий от нас период времени, строили свои поселения в самых безопасных местах. Так они пытались обезопасить своё жилище от набегов грабежа соседних племён.

Строили поселения в труднодоступных местах, на мысах берегов рек и ручьёв, иногда среди болот. Копали рвы, заполненные водой. За рвом, на возвышенности либо на искусственном валу, сооружали деревянную стену, увенчанную частоколом по периметру. Ну и главным сторожевым и оборонительным элементом такого поселения являлась сторожевая, оборонительная башня. Такие оборонительные сооружения в истории называются городищами.

2-2,5 тысячи лет назад в эпоху позднего бронзового и раннего железного века человек уже освоил выплавку и обработку бронзовых изделий, хотя их было мало в нашей местности (не было источников медной руды), и научился делать железные орудия труда из болотной руды. Отсюда и происхождение названия этого периода.

На территории археологического музея уже сейчас можно познакомиться с постройками позднего бронзового и раннего железного веков.

Четырёхкамерное жилище культуры штрихованой керамики.

Жилище культуры штрихованной керамики

Жилище культуры штрихованной керамики

Данное жилище восстановлено исходя из изученного похожего жилища, найденного археологами возле деревни Малышки Вилейского района Минской области. В таком доме проживало две семьи. Стены дома сделаны из горизонтально положенных брёвен, закреплённых на столбовом каркасе. Большая часть средней Беларуси в железном веке (VII век до.н.э.- V век н.э.) была занята культурой штрихованной керамики.

Вводный экспозиционный зал

Керамическая посуда

Демонстрация керамической посуды культуры штрихованной керамики

Демонстрация керамической посуды культуры штрихованной керамики

Наиболее характерной чертой культуры является весьма своеобразная «орнаментация» сосудов: поверхности сосудов покрывались сплошной штриховкой по необожжённой глине. Штрихи наносились беспорядочно. Особенности рисунков на сосудах позволило определить где распространялась эта культура и дало ей название.

У представителей культуры штрихованной кермаики была своеобразная керамическая посуда. Для западных территорий Беларуси были характерны горшковидные сосуды, для восточных – острорёберные.

Кровать времен культуры штрихованной керамики, реконструкция

Кровать времен культуры штрихованной керамики, реконструкция

Домашние ремесла: Железообработка

Исключительное место в хозяйстве древнего человека занимали домашние ремёсла, а именно ткачество и металлургия. На юге Беларуси, в том числе на территории Беловежской пущи, люди начали использовать железные орудия труда начиная с VII – VI века до н.э., а в центральной и северной частях страны – только на границе эр. Железо получали сыродутным способом. Сырьём для такого производства являлась болотная руда. На территории пущи были найдены остатки сыродутных печей вдоль реки Нарев и Лесной Правой. В районе современной Беловежской пущи болотную руду брали на болотах. Население юга Беларуси занималось изготовлением железных орудий за границами городища, в противопожарных целях. Из железа изготавливали основные орудия труда (топоры, серпы, тёсла, ножи) оружие (мечи, копья, наконечники стрел), предметы быта (шило, иглы). Исследователи считают, что первыми кузнецами были мастера-металлурги и первые молоты и наковальни у них были каменные.

Демонстрация железных орудий труда культуры штрихованной керамики

Демонстрация железных орудий труда культуры штрихованной керамики

Население занималось так же обработкой камня, рогов, кости.

Открытый очаг в центре жилища

Судя по раскопкам, все помещения оригинального дома были жилыми, каждое помещение имеет открытый очаг из местного камня и/или глины для обогрева и приготовления пищи. Конструкция очагов была очень устойчивая — несколько приподнятый край придавал очагу круглую или овальную форму длиной — 1,4-1,5 м., шириной — 1,2-1,3 м. Для приготовления пищи использовались керамические горшки, которые можно было подвешивать над очагом либо ставить в песок возле огня.

Присваивающее хозяйство в культуре штрихованной керамики

Охота

Шкура волка в зале о присваивающим хозяйстве

Шкура волка

Древнее население пущи активно занималось охотой с целью добычи мяса и меха.

Охотились с помощью лука и стрел, копьеметалки и копья. Объектами добычи были зубр, тур, олень, лось, медведь, косуля, бобр и другие обитатели лесов.

Орудия охоты

Лук

Демонстрация лука и стрел

Демонстрация лука и стрел

Тетиву изготовляли из сыромятной кожи, жил животных, кишок, или растительных волокон.

Вырезался лук в Беларуси в основном из ясеня. Деревце готовили буквально с рождения, а затем когда оно было срублено, заготовка вылеживалась в особых условиях длительное время. Лук служил недолго – в напряжённом состоянии изделие быстро теряло свои качества и деформировалось, поэтому тетиву на лук натягивали только перед боем.

Также занимались собирательством

Собирали всё: дикорастущие съедобные коренья, ягоды, мед, а также моллюсков и насекомых.

Демонстрация заготовок сухих растений

Демонстрация заготовок сухих растений

В силу естественного разделения труда между полами собирательство было в основном женским занятием. Иногда собирательство пищи принимало и более сложные формы. К примеру, древние обитатели Беларуси могли поджигать траву до наступления дождливого сезона, для того чтобы в последствии стимулировать ее рост, орошали дикорастущие растения. Дальнейшее развитие собирательства растений привело к возникновению ручного земледелия. У представителей культуры штрихованой керамики собирательство сохраняло значение и при развитом земледелии и скотоводстве. Наши предки собирали землянику, различные коренья, чернику, бруснику, малину, грибы, орехи. Важным занятием древнего человека была добыча мёда и воска диких лесных пчёл.

Рыболовство.

Корзины рыбной ловли

Корзины для рыбной ловли

Далекие предки Белорусов были способны ловить рыбу «голыми руками», а в неглубоких заводях иногда оглушали рыбу с помощью веток. Использовались гарпуны, остроги, и примитивные ловушки, в том числе и сети. С гарпуном ловить рыбу стало гораздо проще, благодаря костяным крючьям расположенным на конце гарпуна. Достоверно известно, что древнее население ловило сома, окуня, щуку, леща, линя.

Зал о присваивающем хозяйстве культуры штрихованной керамики

Зал о присваивающем хозяйстве культуры штрихованной керамики

Но постепенно наши предки перешли к производящему хозяйству

Основу хозяйства жилища составляло подсечное земледелие. Пользовались проушными железными топорами и серпами, лопатами с железными наконечниками.

Экспозиция с проушными железными топорами и серпами, лопатами с железными наконечниками

Экспозиция с проушными железными топорами и серпами, лопатами с железными наконечниками

Пустующей земли в тот далёкий период времени было не много. Практически везде был лес и болото. В лесу рубили деревья, подсекали их топорами, подрезали кору, для того чтоб деревья быстрее высохли. Затем лес сжигали, а семена закапывали прямо в золу. Обрабатывали землю с помощью мотыги либо лопаты. Для сбора урожая использовали железные серпы. После просушки зерновых культур зерно перетирали на каменной зернотёрке.

Демонстрация орудий земледелия

Демонстрация орудий земледелия

Такое земледелие не всегда было надёжным источником существования. Большую долю в хозяйстве городищ занимало животноводство. Разводили коров, лошадей, свиней и овец. Но отсутствие хороших пастбищ ограничивало возможности быстрого развития домашнего скотоводства. Скорее всего свинья была здесь первым одомашненным животным после собаки.

Домашние ремёсла культуры штрихованной керамики

Стены жилища и место отдыха людей милоградской культуры

Стены жилища и место отдыха

Плетение

Плетение имеет долгую историю и возникло раньше, нежели металло- и деревообработка, это обусловлено доступным природным материалом. Плетение своими корнями уходит к эпохе неолита, или позднего каменного века. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства.

В рассматриваемый период для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, рябины, граба, а также корни можжевельника. Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Ткачество

Станок для изготовления нити из шерсти

Станок для изготовления нити из шерсти

Это ремесло, история которого исходит с периода первобытнообщинного. Главной предпосылкой для развития ткачества является доступность сырья. В самом начале сырьем служили кожа животных, тростник, молодые побеги кустов. Первыми ткацкими изделиями стали: обувь и одежда, корзины и сети.

Наши предки научились изготавливать ткани, используя вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытые в землю. Позже это нехитрое устройство превратилось в вертикальный ткацкий станок.

Плетеная нить

Плетеная нить

Для окраски использовали натуральные красители

Так корнями лапчатки прямостоячей или лапчатки гусиной можно было окрасить ткань от коричневого до синеватого цвета. Цветами и листьями зверобоя в красный и жёлтый цвет. Бессмертником, листьями берёзы, корой орешника и цветами василька лугового окрашивали ткань или нитки в стойкий жёлтый цвет. Крапива давала зелёный колор. Плодами черники – в голубой. Всего, согласно исследованиям, можно было использовать более 60 растений, кустарников и деревьев, растущих в лесах и лугах, болотах территории Беларуси для покраски шерсти и льна.

Жилище Милоградской культуры

Вход в жилище Милоградской культуры

Вход в жилище Милоградской культуры

Милоградская культура сложилась и распространилась на значительной части юго-восточной Беларуси. Своё название культура получила от посёлка Милоград в Гомельской области, где археологи впервые обнаружили городище принадлежавшее данной культуре. На территории Беларуси данное население проживало с середины VI века до н.э. до I века н.э.

Жилище — полуземлянка столбовой конструкции с открытым очагом и пристройкой. Характерной чертой таких домов в древности был выступ в одном из углов постройки. Перекрытия в таком доме поддерживались центральным столбом. В удлинённых больших жилищах таких столбов было несколько. Внутри жилища сооружался открытый очаг для обогрева и приготовления пищи на одну семью. В доме могла жить как одна семья, так и несколько. Для младенцев плели колыбель, в которую укладывали мох.

Детская люлька с мхом, реконструкция

Детская люлька с мхом, реконструкция

Демонстрация орудий труда, охоты и вооружения Милоградской культуры

Демонстрация орудий труда, охоты и вооружения Милоградской культуры

Железные изделия появились у носителей милоградской культуры на раннем этапе существования. Многие орудия труда связаны с земледелием: серпы, мотыги, топоры. Пользовались железными ножами. Для милоградской культуры характерны плоские ромбические и листоподобные наконечники стрел.

О занятии милоградцев земледелием свидетельствуют серпы, мотыги, зернотёрки. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, бобовые. Держали лошадей, овец, свиней, собак. Значительную роль играла охота на многочисленных животных и птиц, населявших леса и реки.

Керамика милоградской культуры весьма своеобразна и отличается общим архаичным обликом, в котором достаточно заметны традиции эпохи бронзы. Вся посуда лепная, сделана от руки без гончарного круга. Преобладают яйдевидные или шаровидные горшки и глубокие миски. Часть сосудов имеет невысокую шейку и прямой или отогнутый наружу венчик, другие вообще без венчика с прямым или загнутым внутрь краем. Для ранних этапов милоградской культуры более характерны удлинённые и тюльпановидные сосуды, а также сосуды с уплощённым и плоским днищем. Позже сосуды приобретают более округлые формы. Горшки на внешней стороне украшались вдавленными узорами в виде небольших «жемчужин».

Посуда Милоградской культуры

Посуда Милоградской культуры

В этом периоде представители милоградской культуры лепили керамические сосуды без гончарного круга. Основание сосуда окружали толстой полосой, разглаживали и прочно соединяли с основным изделием, формируя основание. Затем докладывали глину сверху до нужной высота, а стенки сосуда часто формировали лопаткой.

Малогабаритный гончарный круг

Малогабаритный гончарный круг

С развитием лепки сосуды начали делать на круглых основаниях вращая изделие вокруг оси, позже эта техника эволюционировала и дала толчок к появлению малогабаритного гончарного круга. После создания сосуда; древние гончары собирали просушенные сосуды в небольшую кучу и покрывали их древесным углём, хворостом или соломой. Под большой температурой глина обжигалась. Поскольку в куче горшков температура не была постоянна то горшки обжигались неравномерно и цвет в результате получался разный.

Стол с посудой Милоградской культуры

Стол с посудой Милоградской культуры

На этом мы заканчиваем нашу экскурсию в прошлое, надеемся, что вы узнали много нового о историко-культурном прошлом древнего населения Беларуси.

Автор: Научный сотрудник национального парка “Беловежская Пуща” Руслан Сергеевич Книга.

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

VK
FB
OK
Twitter
Telegram
WhatsApp
Skype
Email

Праздничные сборные туры по Беларуси

23 февраля
Туры на 23 февраля
День России
Туры на День России
8 Марта
Туры на 8 марта
День победы
Туры на майские праздники
Октябрьская революция
Туры на ноябрьские праздники