В период ухода последнего ледника (10-14 тыс. лет назад) с территории Беловежской пущи вдоль русла реки Правая Лесная, шло заселение территорий древним человеком. Здесь он строил свои нехитрые жилища, обрабатывал кремень и делал орудия труда, охотился и рыбачил.
Местоположение на возвышенностях вблизи реки с богатыми лесами – всегда рассматривалось как возможное место стародавних поселений наших предков. Эти предположения подтвердились, когда в 2007 году были выполнены поисковые археологические раскопки. Были выявлены два десятка памятников археологии, от мезолита до средневековья (10- тыс. лет до н.э. – VII в.н.э.).
Поэтому именно здесь будет построен большой археологический музей под открытым небом, а пока туристам предлагают познакомиться с городищем бронзового и раннего железногоо века.
Городище бронзового, раннего железного века.
В городище восстановлена обстановка, в которой жили представители Милоградской археологической культуры и культуры штрихованной керамики.
По мере изучения археологами предметов, найденных в земле многие начали замечать похожесть памятников археологии на определённых территориях. У них были одинаковые постройки, керамические (глиняные) горшки, погребальный обряд, орудия труда, оружия и украшения.
Самыми значимыми культурами в период позднего бронзового века, на территории Беларуси были милоградская культура и археологическая культура штрихованной керамики. Люди, имевшие отношение к данным культурам и жившие в тот далёкий от нас период времени, строили свои поселения в самых безопасных местах. Так они пытались обезопасить своё жилище от набегов грабежа соседних племён.
Строили поселения в труднодоступных местах, на мысах берегов рек и ручьёв, иногда среди болот. Копали рвы, заполненные водой. За рвом, на возвышенности либо на искусственном валу, сооружали деревянную стену, увенчанную частоколом по периметру. Ну и главным сторожевым и оборонительным элементом такого поселения являлась сторожевая, оборонительная башня. Такие оборонительные сооружения в истории называются городищами.
2-2,5 тысячи лет назад в эпоху позднего бронзового и раннего железного века человек уже освоил выплавку и обработку бронзовых изделий, хотя их было мало в нашей местности (не было источников медной руды), и научился делать железные орудия труда из болотной руды. Отсюда и происхождение названия этого периода.
На территории археологического музея уже сейчас можно познакомиться с постройками позднего бронзового и раннего железного веков.
Четырёхкамерное жилище культуры штрихованой керамики.
Данное жилище восстановлено исходя из изученного похожего жилища, найденного археологами возле деревни Малышки Вилейского района Минской области. В таком доме проживало две семьи. Стены дома сделаны из горизонтально положенных брёвен, закреплённых на столбовом каркасе. Большая часть средней Беларуси в железном веке (VII век до.н.э.- V век н.э.) была занята культурой штрихованной керамики.
Вводный экспозиционный зал
Керамическая посуда
Наиболее характерной чертой культуры является весьма своеобразная «орнаментация» сосудов: поверхности сосудов покрывались сплошной штриховкой по необожжённой глине. Штрихи наносились беспорядочно. Особенности рисунков на сосудах позволило определить где распространялась эта культура и дало ей название.
У представителей культуры штрихованной кермаики была своеобразная керамическая посуда. Для западных территорий Беларуси были характерны горшковидные сосуды, для восточных – острорёберные.
Домашние ремесла: Железообработка
Исключительное место в хозяйстве древнего человека занимали домашние ремёсла, а именно ткачество и металлургия. На юге Беларуси, в том числе на территории Беловежской пущи, люди начали использовать железные орудия труда начиная с VII – VI века до н.э., а в центральной и северной частях страны – только на границе эр. Железо получали сыродутным способом. Сырьём для такого производства являлась болотная руда. На территории пущи были найдены остатки сыродутных печей вдоль реки Нарев и Лесной Правой. В районе современной Беловежской пущи болотную руду брали на болотах. Население юга Беларуси занималось изготовлением железных орудий за границами городища, в противопожарных целях. Из железа изготавливали основные орудия труда (топоры, серпы, тёсла, ножи) оружие (мечи, копья, наконечники стрел), предметы быта (шило, иглы). Исследователи считают, что первыми кузнецами были мастера-металлурги и первые молоты и наковальни у них были каменные.
Население занималось так же обработкой камня, рогов, кости.
Открытый очаг в центре жилища
Судя по раскопкам, все помещения оригинального дома были жилыми, каждое помещение имеет открытый очаг из местного камня и/или глины для обогрева и приготовления пищи. Конструкция очагов была очень устойчивая — несколько приподнятый край придавал очагу круглую или овальную форму длиной — 1,4-1,5 м., шириной — 1,2-1,3 м. Для приготовления пищи использовались керамические горшки, которые можно было подвешивать над очагом либо ставить в песок возле огня.
Присваивающее хозяйство в культуре штрихованной керамики
Охота
Древнее население пущи активно занималось охотой с целью добычи мяса и меха.
Охотились с помощью лука и стрел, копьеметалки и копья. Объектами добычи были зубр, тур, олень, лось, медведь, косуля, бобр и другие обитатели лесов.
Орудия охоты
Лук
Тетиву изготовляли из сыромятной кожи, жил животных, кишок, или растительных волокон.
Вырезался лук в Беларуси в основном из ясеня. Деревце готовили буквально с рождения, а затем когда оно было срублено, заготовка вылеживалась в особых условиях длительное время. Лук служил недолго – в напряжённом состоянии изделие быстро теряло свои качества и деформировалось, поэтому тетиву на лук натягивали только перед боем.
Также занимались собирательством
Собирали всё: дикорастущие съедобные коренья, ягоды, мед, а также моллюсков и насекомых.
В силу естественного разделения труда между полами собирательство было в основном женским занятием. Иногда собирательство пищи принимало и более сложные формы. К примеру, древние обитатели Беларуси могли поджигать траву до наступления дождливого сезона, для того чтобы в последствии стимулировать ее рост, орошали дикорастущие растения. Дальнейшее развитие собирательства растений привело к возникновению ручного земледелия. У представителей культуры штрихованой керамики собирательство сохраняло значение и при развитом земледелии и скотоводстве. Наши предки собирали землянику, различные коренья, чернику, бруснику, малину, грибы, орехи. Важным занятием древнего человека была добыча мёда и воска диких лесных пчёл.
Рыболовство.
Далекие предки Белорусов были способны ловить рыбу «голыми руками», а в неглубоких заводях иногда оглушали рыбу с помощью веток. Использовались гарпуны, остроги, и примитивные ловушки, в том числе и сети. С гарпуном ловить рыбу стало гораздо проще, благодаря костяным крючьям расположенным на конце гарпуна. Достоверно известно, что древнее население ловило сома, окуня, щуку, леща, линя.
Но постепенно наши предки перешли к производящему хозяйству
Основу хозяйства жилища составляло подсечное земледелие. Пользовались проушными железными топорами и серпами, лопатами с железными наконечниками.
Пустующей земли в тот далёкий период времени было не много. Практически везде был лес и болото. В лесу рубили деревья, подсекали их топорами, подрезали кору, для того чтоб деревья быстрее высохли. Затем лес сжигали, а семена закапывали прямо в золу. Обрабатывали землю с помощью мотыги либо лопаты. Для сбора урожая использовали железные серпы. После просушки зерновых культур зерно перетирали на каменной зернотёрке.
Такое земледелие не всегда было надёжным источником существования. Большую долю в хозяйстве городищ занимало животноводство. Разводили коров, лошадей, свиней и овец. Но отсутствие хороших пастбищ ограничивало возможности быстрого развития домашнего скотоводства. Скорее всего свинья была здесь первым одомашненным животным после собаки.
Домашние ремёсла культуры штрихованной керамики
Плетение
Плетение имеет долгую историю и возникло раньше, нежели металло- и деревообработка, это обусловлено доступным природным материалом. Плетение своими корнями уходит к эпохе неолита, или позднего каменного века. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства.
В рассматриваемый период для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, рябины, граба, а также корни можжевельника. Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.
Ткачество
Это ремесло, история которого исходит с периода первобытнообщинного. Главной предпосылкой для развития ткачества является доступность сырья. В самом начале сырьем служили кожа животных, тростник, молодые побеги кустов. Первыми ткацкими изделиями стали: обувь и одежда, корзины и сети.
Наши предки научились изготавливать ткани, используя вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытые в землю. Позже это нехитрое устройство превратилось в вертикальный ткацкий станок.
Для окраски использовали натуральные красители
Так корнями лапчатки прямостоячей или лапчатки гусиной можно было окрасить ткань от коричневого до синеватого цвета. Цветами и листьями зверобоя в красный и жёлтый цвет. Бессмертником, листьями берёзы, корой орешника и цветами василька лугового окрашивали ткань или нитки в стойкий жёлтый цвет. Крапива давала зелёный колор. Плодами черники – в голубой. Всего, согласно исследованиям, можно было использовать более 60 растений, кустарников и деревьев, растущих в лесах и лугах, болотах территории Беларуси для покраски шерсти и льна.
Жилище Милоградской культуры
Милоградская культура сложилась и распространилась на значительной части юго-восточной Беларуси. Своё название культура получила от посёлка Милоград в Гомельской области, где археологи впервые обнаружили городище принадлежавшее данной культуре. На территории Беларуси данное население проживало с середины VI века до н.э. до I века н.э.
Жилище — полуземлянка столбовой конструкции с открытым очагом и пристройкой. Характерной чертой таких домов в древности был выступ в одном из углов постройки. Перекрытия в таком доме поддерживались центральным столбом. В удлинённых больших жилищах таких столбов было несколько. Внутри жилища сооружался открытый очаг для обогрева и приготовления пищи на одну семью. В доме могла жить как одна семья, так и несколько. Для младенцев плели колыбель, в которую укладывали мох.
Железные изделия появились у носителей милоградской культуры на раннем этапе существования. Многие орудия труда связаны с земледелием: серпы, мотыги, топоры. Пользовались железными ножами. Для милоградской культуры характерны плоские ромбические и листоподобные наконечники стрел.
О занятии милоградцев земледелием свидетельствуют серпы, мотыги, зернотёрки. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, бобовые. Держали лошадей, овец, свиней, собак. Значительную роль играла охота на многочисленных животных и птиц, населявших леса и реки.
Керамика милоградской культуры весьма своеобразна и отличается общим архаичным обликом, в котором достаточно заметны традиции эпохи бронзы. Вся посуда лепная, сделана от руки без гончарного круга. Преобладают яйдевидные или шаровидные горшки и глубокие миски. Часть сосудов имеет невысокую шейку и прямой или отогнутый наружу венчик, другие вообще без венчика с прямым или загнутым внутрь краем. Для ранних этапов милоградской культуры более характерны удлинённые и тюльпановидные сосуды, а также сосуды с уплощённым и плоским днищем. Позже сосуды приобретают более округлые формы. Горшки на внешней стороне украшались вдавленными узорами в виде небольших «жемчужин».
В этом периоде представители милоградской культуры лепили керамические сосуды без гончарного круга. Основание сосуда окружали толстой полосой, разглаживали и прочно соединяли с основным изделием, формируя основание. Затем докладывали глину сверху до нужной высота, а стенки сосуда часто формировали лопаткой.
С развитием лепки сосуды начали делать на круглых основаниях вращая изделие вокруг оси, позже эта техника эволюционировала и дала толчок к появлению малогабаритного гончарного круга. После создания сосуда; древние гончары собирали просушенные сосуды в небольшую кучу и покрывали их древесным углём, хворостом или соломой. Под большой температурой глина обжигалась. Поскольку в куче горшков температура не была постоянна то горшки обжигались неравномерно и цвет в результате получался разный.
На этом мы заканчиваем нашу экскурсию в прошлое, надеемся, что вы узнали много нового о историко-культурном прошлом древнего населения Беларуси.
Автор: Научный сотрудник национального парка “Беловежская Пуща” Руслан Сергеевич Книга.