О ВОВ

Контр-адмирал сорвавший планы Гудериана в районе Бреста

Десятая смешанная авиационная дивизия, прикрывающая в июне 1941 года район Бреста и Кобрина, где находился штаб 4-ой армии РККА и огромные окружные и армейские склады имела в своем составе четыре полноценных авиаполка. Самый обученный, 133-й истребительный полк базировался в Кобрине, это 40 километров восточнее от Бреста, там же находился и штаб авиационной дивизии. Два полка: 74-й штурмовой и 33-й истребительный — базировались в Пружанах примерно в 75 километрах от границы. Там в 1937 году французскими инженерами был построен аэродром, рассчитанный на развертывание авиационной учебной школы. Имелись даже легкие ангары для самолетов. Но рассредоточить почти сотню самолетов И-15, И-153, И-16, а также несколько новейших Ил-2 и Миг-1 на этом участке было невозможно.

Укрытия и ангары для самолетов были редкостью

Роковое решение погубившее штурмовой авиаполк

Незадолго до нападения 34 самолета И-15, которые числились как штурмовики, были переведены на полевой аэродром, возведенный военно-строительными частями в мае 1941 года. Тут имелись хорошие возможности для маскировки самолета, разбираемая взлетная полоса из металлических пластин, захваченная еще в 1939 году у Польши, и даже земляные укрытия для самолетов и горючего. Все было очень продумано, кроме одного. До государственной границы было не более шести километров, и самолеты попадали под обстрел даже дивизионных гаубиц вермахта, не говоря уже о более мощной артиллерии.

Этим и обусловливается то, что ни о каких штурмовках вражеских танков и пехоты утром 1941 года ничего не известно. Ведь от плотного артиллерийского огня не спасает ни одна маскировка. Истребители по мере возможности пытались штурмовать немецкие колонны, но специально обученные летчики в этих действиях не принимали участия. Личный состав штурмового полка уже в 5.30 погрузился на уцелевшие грузовики и, заехав в Пружаны, взял курс на Минск, причем спешили настолько сильно, что свою документацию и личные дела сдали на хранение в Пружанский военкомат, откуда они прямиком попали в руки гестапо.

Бомбардировщики находились в 200 километрах от границы

Бомбардировщики под охраной моряков

Совсем по-другому действовал 39-й бомбардировочный полк, и для этого были объективные причины. И главная из них то, что аэродром Жабчицы, где базировались бомбардировщики СБ и Пе-2, находился в нескольких километрах от города Пинска, ныне третьего по величине города Брестчины, а тогда областного центра. В этом городе было свое партийное и военное начальство. А главным военным начальником города был контр-адмирал Дмитрий Рогачев, который не подчинялся ни командованию 4-й Армии, ни командующему Западного особого военного округа Дмитрию Павлову. Прямое его начальство находилось в Москве в Наркомате военно-морского флота во главе с энергичным наркомом Николаем Кузнецовым. Ведь Дмитрий Рогачев командовал Пинской военной флотилией, состоявшей из полсотни кораблей и катеров, имеющих как артиллерийское, так и зенитное вооружение.

Пинская флотилия — часть ВМФ в сердце БССР

А на аэродроме рядом с бомбардировщиками 39-го полка стояли штурмовики И-15, входящие в состав отдельной 46 авиаэскадрильи военной флотилии. Свои самолеты, а заодно и бомбардировщики 10-ой авиационной смешанной дивизии, прикрывало две батареи из состава зенитного дивизиона Пинской военной флотилии (одна батарея защищала штаб флотилии в Пинске). Как известно, нарком Кузнецов привел флоты и флотилии в боевую готовность уже к полуночи 21 июня.

Кстати, 21 июня 1941 года в Пинске тоже выступал столичный театр, как и в Бресте, но в 21.30 всех старших флотских офицеров, а также командира 39-го бап майора Захарычева вызвали из театра в штаб флотилии. Там было принято решение привести в боевую готовность расчеты ПВО.

И это пригодилось. Прилетевшие в 4.30 два десятка немецких бомбардировщиков вынуждены были отбомбиться по пинским болотам, пугая откормленных жаб и глуша рыбу.

Краснофлотцы смогли отбить первый налет на Пинск

Удачный вылет капитана Щербакова

Командующий флотилией выслал звено штурмовиков И-15 на разведку, и те доложили, что в 20 километрах южнее Бреста немецкие саперы активно наводят тяжелую переправу, подходящую для танков и тяжелых орудий. Контр-адмирал своим решением предлагает нанести бомбовый удар по обнаруженной переправе. На возражение майора Захарычева, что самолеты СБ без прикрытия истребителей очень уязвимы, Рогачев предложил связаться со штабом дивизии в Кобрине и запросить прикрытие, ссылаясь на свое приказание.

Девятка СБ вылетело на первое боевое задание

Со штабом 10-ой авиадивизии связаться удалось сразу же, и полковник Белов (командир дивизии) пообещал прикрытие из 6 истребителей 133-го истребительного полка, на подлете к Кобринскому району. Девятка самолетов под командованием капитана Щербакова, взяв нагрузку почти по тонне авиационных бомб каждый, взяла курс на Брест. Но истребители прикрытия так и не присоединились, именно в 7.20 утра, когда девятка СБ пролетала Кобрин, его старый и новый аэродромы подверглись бомбардировке тридцатью самолетами Хе-111.

Капитан Щербаков принял решение выполнить боевую задачу, и через 12 минут девять тонн авиабомб вывалилось на переправу. Как вспоминал Роберт Клишефич, командир роты обеспечения 159-го дорожно-строительного батальона: «Русские бомбардировщики появились неожиданно, на мосту в это время находилось два командирских танка, бронетранспортер и автоцистерна с топливом. Все это было уничтожено вместе с конструкциями моста. Меня охватил ужас от того, что на этой стороне реки осталась только горстка саперов и мои вооруженные лопатами и ломами дорожники. Ведь для возведения новой переправы требовалось не менее 8 часов, так как отсутствовали необходимые плавучие элементы….»

С этим словацким самолетом перепутали СБ капитана Щербакова

Но самое интересное в этой истории то, что в этот раз девятка бомбардировщиков возвратилась на родной аэродром без потерь. Позже, когда над Пинском 23 июня 1941 года возвращающийся с задания бомбардировщик капитана Букурадзе сбил штабной самолет, и в плен попал офицер 2-го армейского танкового полка связи, выяснилось, что этот случай наделал большой переполох в штабе Второй танковой группы. Было проведено расследование, которое выяснило, что и службы ПВО, и немецкие истребители почему-то приняли советские бомбардировщики за самолеты своих словацких союзников, которые действовали на этом направлении.

Но в результате бомбардировщики майора Захарычева сорвали переправу Второй Танковой группы на этом участке, и это замедлило пусть и не намного, наступление на Пинск и Мозырь. Сам полк майора Захарычева до 26 июля 1941 года действовал с Пинского аэродрома, а позже оставшиеся самолеты перелетели в Бобруйск. Так что были в самые первые часы войны и удачные действие советских бомбардировщиков. Не все их самолеты люфтваффе уничтожили на спящих аэродромах.

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago