Все

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие крупнейшие железнодорожный станции в зоне ответственности 4-ой армии РККА — Брест и Гайнувка.

Перед атакой ранним утром

Дивизион для охраны военных аэродромов

В 1941 Гайнувка была районным центром Брестской области, его население на 70% состояло из белорусов, но это не помешало передать этот город в 1944 году Польше. Город был крупным железнодорожным узлом и имел современный комплекс пакгаузов. Сюда же выходила узкоколейка из Беловежской Пущи, где находился крупный лесопильный комплекс и осуществлялся вывоз древесины. К 17 июня 1941 года на железнодорожной станции Гайнувка скопилось более 600 вагонов с воинскими грузами и 85 платформ с новой бронетанковой техникой. В большинстве своём эти грузы предназначались для 3 и 10 армий РККА и 86-го Августовского пограничного отряда.

В штабе округа видимо решили, что более надежно будет прикрывать станцию тот, кто в этом заинтересован и с 19 июня 1941 года, Гайнувка становится зоной ответственности 10-ой армии РККА. Мощный 298-ой зенитно-артиллерийский должен был по железной дороге, к 23 июня 1941 года, охранять аэродромы Кобрина и Пружан, где без зенитного обеспечения находилось около двухсот истребителей и штурмовиков 10-ой авиационной дивизии РККА .

Сам дивизион выводился из подчинения Кобринского бригадного района ПВО, становился 298-ым зенитно-артиллерийским дивизионом РГК и переходил в прямое подчинение командования 4-ой армии РККА. В состав армии вводился и 218-ый зенитно-артиллерийский дивизион, который прикрывал город и железнодорожный узел Брест-Литовск, состоявший в 1941 году из шести станций. И этого прикрытия было явно недостаточно.

Отсутствие зенитного прикрытия дорого обошлось кобринскому аэропорту

Немцы в 1943-1944 годах прикрывали железнодорожный узел почти 50 средними и 40 мелкими зенитными орудиями, а советская авиация периодически бомбила и город, и железную дорогу. Ну и главное немцы могли бомбить железнодорожные станции Бреста, сразу после взлета, так как крупнейшая авиабаза в восточной части генерал-губернаторства была в 7 километрах от центрального железнодорожного вокзала Бреста.

Распоряжения, уничтожившие последнюю противоздушную оборону 4-ой армии

Возможно, такое переформатирование противовоздушной обороны в 4-ой армии РККА было и оправдано. 85-мм зенитная пушка была для начала войны уникальным орудием. Огромный угол наклона орудия и возможность вести круговой огонь больше не имело ни одно орудие схожего калибра, находящегося на вооружении РККА.

А дальность стрельбы в 16 километров и наличие бронебойных снарядов делало это артиллерийское орудие  кошмаром для любых бронебойных целей противника. Лафет на четырех колесах позволял уверенно держать скорость на трассе до 50 километров в час. Поэтому два зенитных дивизиона РГК 4-ой армии вполне могли стать двумя моторизованными противотанковыми дивизионами.

Лучшие зенитные пушки оказались без снарядов

В отличии ПВО тыла девушек и женщин в начале войны в зенитно-артиллерийских дивизионах не было. Генерал-майор Коробков давно требовал обещанную ему противотанковую бригаду и такой переход в его подчинение мобильных  зенитных дивизионов мог стать своеобразным компромиссом между Коробковым и штабом округа.

Гладко было на бумаге…

Но всё получилось совсем не так гладко, как задумали. Снаряды для 85-мм орудия были в 1941 году редким гостем на артиллерийских складах, их выпуск только налаживался. У дивизионов их было в наличие по 2.5 боекомплекта. При переходе в подчинение 4-ой армии РККА дивизионам было приказано оставить все снаряды на окружном складе в Бресте, взяв только по 10 фугасных снарядов на один ствол. Единственными боеспособными  частями дивизионов оставались батареи МЗА, именно они своим частым огнем пытались прикрыть  частично штаб армии и станцию Жабинку.

Немецкие самолеты наткнулись на огонь советской батареи МЗА

Ведь приказами было сделано всё, чтобы два самых боеспособных зенитно-артиллерийских дивизиона встретили 22-ое июня малоподготовленные и в разобранном состоянии. Вечером 21-го июня 218 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион РГК прибыл на станцию Кобрин, разгрузить успели только батарею МЗА, два её орудия осталось прикрывать станцию, а четыре были установлены на позиции рядом со штабом армии. Для немецкой авиации это было сюрприз и поэтому в первую атаку пикирующие бомбардировщики не могли отработать по цели, и вынуждены были сбрасывать свой смертоносный груз в районе аэродрома.

Благодаря этому штабы высокого уровня, так необдуманно расположенные в 10 минутах полета от ближайшей немецкой авиабазы, сохранили свой костяк – опытных штабных командиров. А главная сила дивизиона, дальнобойные 85-мм орудия ПВО, так и остались хорошо замаскированные на платформах на железнодорожной станции. Они огня не открывали по личному указанию генерал-майора Иван Никитина, который ссылаясь на полученный приказ  из Минска, требовал сохранения материальной части.

Дивизиону удалось сбить немецкий Хенкель-111

А уже 14.00 22-го июня 1941 года, 218 зенитно-артиллерийский дивизион РГК,  вместе со штабом  Кобринского бригадного района ПВО был в 100 километрах от государственной границы на железнодорожной станции Береза Картузская. Отбившись от полковника Кудюрова, комдива 205-ой мотострелковой дивизии, который решил, что дивизион может значительно усилить противотанковую и зенитную мощь дивизии, генерал-майор Никитин доставил дивизион в Минск, а сам уже 24 июня был в Смоленске по распоряжению высшего командования. Но стоит отметить, что в Березе Картузской дивизион расстрелял 10 снарядов на ствол и записал на свой счет первый сбитый немецкий самолет Хе-111. Про остальные особенности применения артиллерии, в том числе зенитной 22-23 июня 1941 года в районе 4-ой армии РККА мы поговорим в продолжении…

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago

Брест-1941 Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева ( 1 часть )

Когда изучаешь боевые действия 4 Армии РККА 22-23 июня 1941 года, это единственные  даты, когда… Read More

1 месяц ago