О ВОВ

Брест 1941 Самый охраняемый пограничный мост Советского Союза

В Бресте 60-ый полк НКВД по охране  железнодорожных сооружений расквартирован был с максимальным комфортом.

Штаб в здании жандармского управления и трофейная мотодрезина

Под штаб был обустроен кирпичный двухэтажный особняк, построенный до революции для жандармского полицейского управления железной дороги.  Это здание было удобно тем, что к нему одновременно можно подъехать на автомобильном и на железнодорожном транспорте. Оно находилось на, так называемом, станционном острове. Железнодорожные пути были удобны тем, что от польской армии частям НКВД досталась бронированная мотодрезина Zuk. Это тип бензиновых мотодрезин, закупленных Польшей в Чехословакии, до 1939 года составлял основу польских железнодорожных войск.

Бронированная дрезина типа Zuk

В сентябре 1939 года войска Гудериана захватили в Бресте шесть таких бронированных агрегатов. Но один был с неисправным двигателем , он и достался советским войскам как трофей. К декабрю 1939 года мотодрезину починили в железнодорожных мастерских, и она стала личным рельсовым транспортом  командира полка подполковника Филиппова. По решению партийного бюро части ей присвоили имя «Сергей Лазо», а в документах она проходила под  шифром СЛ-01.

Собственный железнодорожный транспорт, развивающий скорость 45 километров в час и проходящий на одной заправке более 700 километров, был незаменимым вариантом для командования полка НКВД. Её использовали для служебных поездок, а также для инспекционных проверок гарнизонов железнодорожных мостов. Экипаж в три человека, противопульное бронирование и два пулемета wz.25 Hotchkiss делали из мотодрезины серьезную боевую единицу, которой были доступны и оперативные задачи. Именно с её помощью в марте 1941 года была уничтожена в Лунинецком районе, совместно с районным истребительным отрядом, банда, нападавшая на эшелоны с ценными грузами.

Взорванный брестский мост в 1915 году

Но был у дрезины и недостаток: она, так же как и трофейный бронепоезд  БеПе № 60 была ограничена территорией европейской колеи. Поэтому её можно было использовать только в границах Брест-Литовской железной дороги.

Главный объект охраны Брестской области

Казармы полка находились в, так называемом, Интендантском военном городке, располагавшимся вплотную к  железнодорожной ветке Брест-Ковель, там же была размещена и часть складов. Оружейный склад находился в отдельном здании станционного пакгауза с толстыми стенами, примерно в полукилометре от железнодорожного вокзала. Лишь с началом боевых действий выяснится, что такой вариант размещения складов был преступный и ошибочный.

Командиры полка жили в нескольких минутах ходьбы от штаба в многоквартирных домах польских железнодорожников, которые компактно стояли возле самых путей.  Некоторые польские специалисты оставались жить в ведомственных квартирах, но часть железнодорожников была репрессирована, а часть направлена на работу в другие регионы Советского Союза.

Брестский пограничный мост в 1940 году

Самым главным объектом охраны был пограничный железнодорожный мост через реку Западный Буг, построенный в начале XX века. И взорванный первоначально русскими а потом и немецкими войсками во  время Первой мировой войны. В 20-ые годы ХХ века мост был восстановлен польскими строителями. Он представлял собой сооружение длиною 303 метра. Это был однопутный мост с двумя железобетонными и четырьмя металлическими секциями.

Во время  своего посещения Бреста в июле 1940 года заместитель наркома НКВД СССР Игорь Масленников на совещании с командирами внутренних  и пограничных войск подчеркивал, что этот мост самый главный стратегический объект Брестской области, и его охрана должна быть особо безупречной. Он же и предложил подполковнику Филиппову и командиру Брестского пограничного отряда майору Кузнецову выработать общий план обороны пограничного моста.

Мост охраняли совместно с пограничниками

Самый охраняемый мост Советского Союза

К лету 1941 года Брестский пограничный железнодорожный мост был самым охраняемым мостом Советского Союза. Его охранял гарнизон из трех постов по 12 человек каждый, два станковых пулемета, 3 ручных пулемета. Кроме того охрану моста нес караул пограничных войск НКВД в составе 16 человек с двумя ручными пулеметами. В расположении гарнизона охраны моста постоянно находились два командира войск НКВД.

Мост был необходим врагу для успешного наступления

Кроме этого в здании польской путевой стражи в 200-х метрах от моста постоянно дежурила группа усиления, состоящая из взвода маневренной пограничной группы с тремя ручными пулеметами, тремя снайперскими винтовками и несколькими  автоматическими винтовками.  В бывшем  форте «Берг», примыкавшему к железной дороге, располагались артиллеристы 2 дивизиона 131-го артиллерийского полка. Они по тревоге могли помочь в обороне гарнизону моста огневой поддержкой и выслать в помощь бойцам НКВД дежурный взвод с ручным пулеметом. Кроме того с  марта 1941 года при помощи катера пограничной службы мост был заминирован, и в гарнизон включили несколько сержантов-саперов.

По всем инспекторским докладам охрана железнодорожного моста считалась надежной и не требующей дополнительного усиления. Командир гарнизона имел четкие инструкции, которые расписывали действия гарнизона при любом возможном развитии событий. Но к ночи на 22 июня 1941 года гарнизон моста был ослаблен распоряжениями из Минска и странными действиями областного  управления НКВД Бреста, но об этом уже в продолжении темы.

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago