Хоть об этом и не любят вспоминать, но для княжеств Киевской Руси продажа рабов была основой экономики. Живой товар занимал в X-XIII веке ту же экспортную позицию, как в нынешней РФ газ и нефть, только рентабельность его была выше.

Земля кривичей — историческая область работорговли

Удивительно, то, что исторические земли кривичей, которые ныне занимает Республика Беларусь и Смоленщина, стали центром этого промысла. Надо отметить, что в то «доброе» время работорговля не осуждалась общественным порицанием, а было достойное княжеское занятие, к которому не всех допускали. Это связано с тем, что князья и дружинники нуждались в серебре, которое в избытке водилось в Византии и на Востоке, где всегда была потребность в рабочих руках и красавицах, для удовлетворения желаний местных любвеобильных мужчин.

Торговля девушками была самой рентабельной

Рентабельность таких сделок зашкаливала. Например, в своих записках арабский купец Ибн Даста вспоминает случай, который поразил его воображение. Девушку, купленную в Друцке за 4 серебрянных дирхема, удалось продать в Багдаде за 1000 золотых динаров. Рентабельность такой сделки 3000%. Конечно, это единичный случай. Но обычно цена раба или рабыни в Друцке, Менске, Орше, Полоцке была 1-2 серебрянных дирхема, в Киеве увеличивалась вдвое, а на крымских рынках вырастала еще в 10 раз. Дети и пожилые люди шли вдвое дешевле или в качестве довеска при покупке качественного живого товара. Были определенные правила, защищающие жизнь попавших в неволю людей. Иногда, человек, проданный в Византию, возвращался обратно вольным дружинником или купцом.

Иногда проданные возвращались в родные места

Проданные на север, тоже частенько выбивались в воины, вступали в дружины и иногда и составляли свою ватагу, и в таком случае для них вчерашние соплеменники также становились живым товаром. Городки Полоцкой земли стали крупными центрами формирования невольничьих караванов на три стороны света из-за своего географического положения, наличия в городах стабильной военной и купеческой прослойки, судоходных рек и близости территорий, населенных народами, не привыкших к стычкам с отлично вооруженными варягами.

Военные экспедиции работорговцев

Более ста лет полоцкие князья, князья уделов Полоцкой земли и их воины планомерно уменьшали работоспособное население окрестных племенных союзов: дреговичей, радимичей, ятвягов, литвы и дайновы. Отряды Всеслава Чародея в поисках рабов выходили к устью Даугавы и к Чудскому озеру. Всё это привело к началу XII века к активному сопротивлению. Первой ласточкой стали ятвяги, которые проживали в районе нынешней Беловежской Пущи. Они отличались силой, скверным характером и умением понимать диких животных. Эти воины во главе со своим вождем Жывебудом не только основательно потрепали войско Глеба Менского, но и ворвались в город, устроив там и тотальную резню, и глобальный пожар. Но перед этим они выпустили из темницы всех своих соплеменников.

Ятвяги вынуждены были взять мечи

Продажа в рабство своих подданных не была настолько выгодна, чтобы принести значимый доход, к тому же это вело по повальному бегству населения из княжеств. А воевать с соседними государствами, нужны были значительные воинские ресурсы. В начале XIII века работорговля на рынках Полоцкой земли фактически прекращается, из-за отсутствия предложений. До татаро-монгольского нашествия всплеск работорговли произошел только один раз. Смоленский князь Всеволод Мстиславович во время битвы древнерусских князей на реке Калке, где они были разбиты монголами, со своим отрядом уцелел. Возвращаясь домой, в Смоленск, он рассудил здраво, что и черниговская и туровская дружины полегли в бою. Поэтому большинство малых городков этих княжеств остались беззащитными. Почти пять тысяч юношей и девушек прихватил по дороге предприимчивый смоленский князь. Этот ходовой товар Всеволод Мстиславович и реализовал через опустевший рынок в Друцке купцам из Риги и Готланда, полностью оправдав свои расходы и даже вернувшись с похода с прибылью. А выделив по сотне рабов, для митрополитов Полоцка и Смоленска, Всеволод Мстиславович обеспечил себе и божью защиту.

Работорговля всегда шла с согласия церкви

Упадок славянской работорговли

Князья Друцкие, которые правили городом с середины XIII века, сумев взять под контроль вольное друцкое вече, состоявшее из разбогатевших на работорговле горожан, не теряли связей с невольничьими рынками Крыма. В XIV веке друцкие земли попадают в состав Великого княжества Литовского, из-за особых отношений правителей Литвы с Ордой местные князья опять наладили промысел торговли невольниками, но переключились исключительно на торговлю девушками.

Это уже не было достойным занятием, но наместники Великого князя Литовского закрывали на это глаза, пользуясь, по-видимому, услугами средневековых поставщиков красивых девушек с побережья Балтийского моря, Тверского и Московского княжеств. За то, что на торговлю друцких князей верховная власть закрывала глаза, в 1409 году Великий князь Литовский Витовт потребовал от Друцка выставить на битву с тевтонским орденом, тяжеловооруженный отряд — Друцкую хоругвь, снаряжение и амуниция которого стоило несколько тысяч золотых монет.

Друцкая хоругвь участвовала в Грюнвальдском сражении

До 1508 года друцкие князья, имевшие владения на границе Литвы и Москвы вели свой бизнес, пользуясь тем, что после смерти Витовта отношения между двумя государствами стали напряженными. А большое количество пограничных конфликтов позволяло периодически направлять небольшие караваны на знаменитый рынок в Кафу. Но в 1507 году Богдан Друцкий умудрился продать на невольничьи рынки несколько девушек бедных, но шляхетского происхождения.

Проданные девушки ценились на рынках Востока

Против князя было подано дело в суд панов рады. Друцкие, не ожидая особой пощады, примкнули к восстанию князей Глинских, а после подавления его, сбежали в Москву. Город, который по свидетельству секретаря немецкого посольства Иоганна Георга Корба имевший каменный замок, почти семь миль в окружности и более 200 храмов начал быстро приходить в запустение и уже к началу XVII века перестал быть крупным пограничным центром. Многочисленные пожары и военные действия превратили некогда цветущий город в заброшенные руины с несколькими сотнями жителей. Так закончился золотой век города, который разбогател на промысле проклятом, приносящем боль и слезы.

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

3 дня ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

1 неделя ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

2 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

3 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева ( 1 часть )

Когда изучаешь боевые действия 4 Армии РККА 22-23 июня 1941 года, это единственные  даты, когда… Read More

4 недели ago