Все

Брест 1941 Секрет последнего бронепоезда

В воспоминаниях железнодорожников и командиров, бывших в городе Бресте в первые часы войны, присутствовал бронепоезд 60-го полка НКВД, который за несколько часов до начала войны прибыл в город. А при первых же выстрелах спешно  выдвинулся на восток. Существует множество нестыковок в этом вопросе.

Энергичные действия руководства 60-го полка НКВД

Основная задача бронепоезда — это охрана железнодорожных узлов, коммуникаций и мостов, но с этим как раз 22 июня 1941 года в Бресте дело обстояло ужасно. Возникает вопрос: почему в таком случае железнодорожный вокзал и главный железнодорожный мост через Западный Буг остался без мощного прикрытия, которое бы позволило отправить несколько дополнительных поездов с семьями командиров и беженцами на восток.

Однотипный польский бронепоезд без зенитной площадки и бронированного салона на станции Брест-4

Вообще действия 60-го полка НКВД по обороне мостов в районе Бреста требует особого изучения. Все мосты, охраняемые частями этого подразделения, были неповрежденными и  переданы немецким войскам. Исключение составляет железнодорожный мост «Влодава». Но его защищал, расположенный неподалеку в лагере разведывательный батальон 75-ой стрелковой дивизии, а шоссейный мост «Бульково» сожгли и уничтожили, прикрывающие отступление штаба 28-го стрелкового корпуса, брестские пограничники.

Зато штаб 60-го полка НКВД — это самое летучее подразделение РККА и НКВД в первые часы войны. Судите сами, в 4.00 22 июня 1941 года начались боевые действия, в 4.05 штаб начал эвакуацию из Бреста, а в 6.40 штаб подразделения, на котором была ответственность за охрану всех железнодорожных и шоссейных мостов и стратегических объектов на железной дороге, находится на станции Барановичи. И должен заметить, между Брестом и Барановичами 200 километров расстояние, и даже в нынешнее время не всякий пассажирский поезд его проходит за два с половиной часа.

Бронепоезд, прикрывающий Брест-Литовскую железную дорогу

Бронепоезд № 60 капитана Чистякова мчался скоростью курьерского поезда, по-видимому, опасаясь повреждения железнодорожного полотна. Хотя, надо отдать должное, немцы практически не трогали железнодорожные пути Брестского узла, на пяти станциях которого к 22 июня 1941 года скопилось более тысячи вагонов с военными грузами, приспособленных к широкой советской колее и почти полторы тысячи вагонов, рассчитанных на европейскую. К началу войны из всей Брест-Литовской железной дороги советская колея присутствовала только в направлении Минска. Но и туда до бывшей пограничной станции границы 1939 года Негорелое, советская колея дублировалась европейской.  А в остальных направлениях: Пинск, Белосток, Ковель, Хелм — продолжали лежать рельсы, рассчитанные на европейский подвижной состав.

БЕПО № 60 отличался от типовых бронепоездов НКВД. Это был один из захваченных польских бронепоездов, которые в середине сентября 1939 года сопровождали специальный литерный поезд Польского правительства с золотым запасом Второй республики. В нем был предусмотрен бронированный вагон-салон, ранее принадлежавший верховному главнокомандующему польской армией. К тому же кроме мощного артиллерийского вооружения, состоявшего из 100-мм гаубиц и 75-мм пушек, бронепоезд был прикрыт с воздуха двумя автоматическими швейцарскими зенитными пушками и уже советской счетверенной пулеметной установкой.

Бронепоезд мог активно вмешаться в боевые действия на жд мосту.

Бронирование, как вагонов, так и паровоза, выдерживало винтовочные пули и осколки. В период 1940-1941 года БЕПО № 60 активно использовался руководством наркоматов внутренних дел и обороны в инспекторских поездках, так как случаи нападения на поезда в западных областях БССР фиксировались практически ежедневно.

Немцы врасплох захватили солдат НКВД охраняющих мост

Последний рейс к западной границе

Обычная стоянка БЕПО НКВД была станция Негорелое в сорока восьми километрах к западу от Минска. Здесь бронепоезд принимал под охрану особо ценные грузы и следовал с ними либо до Бреста и государственной границы, либо уходил на Лунинец и Пинск, где тоже были размещены огромные  армейские и окружные склады, а советская железнодорожная колея отсутствовала. Двадцать первого июня перед полуночью бронепоезд сопровождал особо ценный эшелон, шедший  в столицу генерал-губернаторства (Варшаву) со стратегическими материалами, включая вольфрам и молибден.

Груз прибыл в сопровождении автоматчиков НКВД

По инструкции бронепоезд должен был оставаться в специальном тупичке возле автохозяйства 60-го полка НКВД, а утром отправиться в путь, сопровождая курьерский поезд Берлин-Москва. Но на этот раз все случилось по-другому. Уже в 2.30 к бронепоезду начали подъезжать автомобили с охраной автоматчиков комендантского взвода полка НКВД по охране железнодорожных объектов. Защитного цвета ящики размещали по всем вагонам. Примерно в 3.30 на станцию прибыло два десятка сотрудников НКВД и гражданских лиц, которые разместились в бронированном вагоне-салоне.

Среди них выделялись два плотных капитана ГБ. Один был начальник Брестского областного НКВД Сергеев. А вот второго местные жители знали как 1-го секретаря Брестского обкома Михаила Тупицина.  Эту историю в 1948 году пыталась расследовать брестская прокуратура, но через два месяца прокурор Белорусской ССР, заслуженный партизан Иван Ветров закрыл это дело, хотя оно было возбуждено по его указанию. Ведь Тупицин и Сергеев сразу после войны продолжали работать в Бресте на тех самых должностях.  После тихого ведомственного скандала Сергеева перевели в Витебск, а самого Михаила Тупицина в Великий Новгород.

Неразрушенная инфраструктура позволит немцам быстро наладить военные перевозки

Но самое здесь удивительное, что бронепоезд  в первые минуты войны, вместе с руководителями области, командирами полка НКВД( кроме начальника штаба) на всех парах поспешил в Барановичи, оставляя для быстрого захвата самый главный  и большой железнодорожный мост Западной Белоруссии через реку Буг, до которого он мог дойти за 8-10 минут. Почему так произошло, и кто подтирал все воспоминания о бронепоезде и уехавших на нем людях, расскажем в продолжении…

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Ударная рота лейтенанта Виноградова

В ударную роту лейтенанта Виноградова, которая должна была осуществить прорыв немецких позиций на Кобринском укреплений… Read More

2 дня ago

Брест-1941 Неудобная правда лейтенанта Виноградова

Ударную роту для прорыва осажденной Брестской крепости сформировали к удивлению командиров очень быстро. Бойцы, запертые… Read More

7 дней ago

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

2 недели ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

2 недели ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

3 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

4 недели ago