О ВОВ

Брест 1941. Пограничный спецназ Брестской крепости

Начальника пограничного отряда, уводившего брестских пограничников утром 22 июня 1941 года на восток, в район железнодорожной станции очень волновала судьба заблокированной на Пограничном острове особой группы. Она имела в своем составе двух командиров, четырех сержантов и восемь бойцов. Они формально считались подчиненными майора Александра Кузнецова, но высокие чины НКВД и НКГБ, посещавшие Брест, всегда подчеркивали их полную автономность.

Секретные спортсмены в 100 метрах от государственной границы

А начальник отряда отвечал за секретность маленького подразделения, их бытовые условия и возможности для тренировок. Официально в документах особая группа числилась, как сборная  спортивная команда Брестского пограничного отряда, и связующим звеном начальника отряда с руководителем сборной был младший лейтенант Аркадий Сергеев, окончивший специализированный физкультурный факультет РККА. Он отвечал за общефизическую подготовку группы.

Обучение самообороне без оружия входило в программу подготовки.

Но, кроме бега и преодоления препятствий, были у «пограничной сборной» дисциплины, вызывающие удивление у младшего лейтенанта Сергеева. Стрельба из ручного пулемета во время прохождение полосы препятствий, стрельба из пистолетов с двух рук, самооборона без оружия, а также с использованием ножа, штыка и малой саперной лопатки. В программу двухмесячных сборов входило изучение польского языка, изучение оружия европейского производства, вождение грузовых, легковых автомобилей, мотоциклов. А также снайперские стрельбы, десантирование с речного катера, подрывное дело.

Группы обучали преподаватели, приезжавшие в Брест из Москвы и жившие в гостинице НКВД напротив старого польского стадиона под усиленной охраной. Начальнику отряда даже предоставили второй легковой автомобиль, который непосредственно обслуживал преподавателей особой группы.

Аркадию Сергееву, который чаще других виделся с членами специальной боевой группы, запрещалось кому-либо сообщать информацию о курсах, включая преподаваемые предметы. Не было сделано исключение даже для начальника и комиссара Брестского пограничного отряда. Спортивная команда считалась во временном подчинении  начальника 17-го пограничного отряда, но список личного состава хранился в областном управлении НКГБ и довольствие они получали как сотрудники госбезопасности. Никто не мог знать настоящего задания этой группы. Но весь май и июнь к спортивной команде приезжали высокопоставленные чины НКГБ из Москвы и Минска.

Особая группа спецназа ПВ НКВД

Нехарактерно организованное сопротивление

В тревожную ночь 22 июня 1941 года майор Кузнецов два раза пытался связаться с особой группой. Один раз еще до начала боевых действий, но верховые пропали по пути от штаба погранотряда в крепости, примерно около трех часов ночи. Вторая попытка произошла в 4.30 утра, когда было послано в крепость разведывательное отделение отряда вместе  Аркадием Сергеевым. Но сильный, отсекающий крепость от города, артиллерийский огонь не позволил разведчикам достичь крепости.

В информации о боях за пограничное укрепление Брестской крепости всегда была определенная недосказанность. Несмотря на то, что на острове были немногочисленные подразделения пограничников, включая хозяйственные и учебные, оборона в этих местах продолжалась до 30-го июня 1941 года. Был уже сдан Минск, а на территории, куда первыми въехали на велосипедах немецкие разведчики, еще в первые минуты войны продолжалось активное сопротивление.

Боевые действия были нетипичны для начала войны

Его характер очень отличался от других очагов обороны Брестской крепости. Ведь в основном оборона крепости представляет собой попытки вырваться из блокированного фортификационного сооружения, а также оборону своих участков в ожидании помощи извне. На Тереспольском укреплении боевые действия разительно отличались от  всего того, что происходило на советско-германском фронте в первые дни войны. В боях на Пограничном острове тоже были очаги типичной обороны крепости: это группы Жданова, Черного и Мельникова. Но только здесь встречались элементы боевых действий совсем другого уровня: снайперские группы с ручным пулеметом и снайперской винтовкой, мобильные засады, снайперские позиции в кроне деревьев, грамотное использование трофейного оружия, включая ротные минометы.

Особая группа не только воевала

Особое задание пограничного спецназа

Благодаря таким действиям были полностью уничтожены штабы батальонного звена 135-го и 98-го артиллерийских полков, убиты офицеры-корректировщики 12-го артиллерийского командования. В последующие дни здесь были тяжело ранены офицеры штаба 4-го полка специального назначения, отвечающие за применение новейших химических минометов, причем один из офицеров пропал без вести.  А 29 июня 1941 года по дороге пропали секретные документы и карта, которую вез офицер 589-го армейского полка связи. Во время боя была уничтожена охрана курьера, состоящая из мотоциклов и трофейной советской бронемашины.

Тереспольское укрепление и сейчас закрыто для массовых посещений.

Немцы вплоть до начала июля не могли безопасно передвигаться по острову, через который шло основное шоссе с усовершенствованным покрытием на Варшаву. Еще 24 июня 1941 года  фашистское командование поручило нескольким дорожно-строительным батальонам начать приводить в рабочее состояние эту магистраль. Но немцы так и не смогли это сделать из-за постоянного обстрела и планомерного уничтожения военных инженеров замаскированными снайперами. Непонятно, почему эти события продолжают нести гриф секретно, в отличие от большинства выдуманных отчетов и донесений первых десяти дней войны.

В канун 40-летия Победы в Брест приехала делегация ветеранов КГБ в генеральских чинах. Сопровождал эту группу секретарь Брестского горкома КПБ Ващук. Им специально разрешили посетить, кроме мемориала, и закрытое для посещений пограничное укрепление. И вот один жилистый генерал-майор с двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени сказал секретарю горкома, что здесь воевал, вплоть до 1 июля 1941 года, а потом с группой ушел на территорию генерал-губернаторства. Ващук попросил подробности рассказать, на что генерал-майор ответил, что пока еще не имеет возможности информировать о событиях июня 1941 года. Но мы еще вернемся к этой теме…

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Ударная рота лейтенанта Виноградова

В ударную роту лейтенанта Виноградова, которая должна была осуществить прорыв немецких позиций на Кобринском укреплений… Read More

2 дня ago

Брест-1941 Неудобная правда лейтенанта Виноградова

Ударную роту для прорыва осажденной Брестской крепости сформировали к удивлению командиров очень быстро. Бойцы, запертые… Read More

7 дней ago

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

2 недели ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

2 недели ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

3 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

4 недели ago