В 1965 году журнал «Советский экран» к 20-летию Победы решил провести опрос среди ветеранов войны, тогда еще людей в самом «золотом» возрасте. Редакцию интересовало, какой из снятых советских фильмов о войне показался ветеранам наиболее близким по своему содержанию и подаче военной темы.
К удивлению главного редактора Дмитрия Писаревского большинство ветеранов, а в опросе участвовало более сотни региональных ветеранских организаций, назвали лучшим фильмом о войне военную картину «Беларусьфильма» «Третья ракета», снятую по повести белорусского писателя-фронтовика Василя Быкова.
Ну а после ставшей военной классикой в нескольких европейских странах «Альпийской балладе» Василь Быков окончательно закрепил за собой репутацию одного из лучших военных писателей. Причем образы в его книгах были настолько яркими, что перед режиссерами уже не стояло задачи переосмысливать литературный материал. Требовалось просто снимать желательно близко к литературному источнику.
Ведь в отличие от многих именитых писателей, побывавших на войне политруками и военными корреспондентами, что тоже было опасно, Быков находился на переднем крае, командуя взводом, а позже — батареей полковых орудий. Свой орден «Красной Звезды» молодой старший лейтенант получил в 1945 году за бои под Балатоном. Суровые белорусские партизаны приняли Быкова в свои ряды, и их рассказы о войне отличались от пропагандистских мемуаров: были жестче и интереснее.
Мы сегодня расскажем о тех военных фильмах по Быкову, которые должен посмотреть каждый, чтобы сформировать своё собственное впечатление о войне.
«Третья ракета» — фильм 1963 года Ричарда Викторова, в будущем одного из лучших советских режиссеров-фантастов, стал надолго каноническим фильмом о войне. За судьбой, оставшегося в окружении расчетом артиллеристов, наблюдали зрители не только СССР, но и большинства стран Европы. Отлично сыграли свои роли Станислав Любшин и Георгий Жженов.
«Альпийская баллада» — еще одна картина по повести Василя Быкова, которую в Европе знали не хуже, чем на Родине. Здесь опять сыграл Станислав Любшин. История трех дней жизни сбежавших из лагеря белоруса и итальянки, которые даже не могут полноценно общаться, из-за незнания языка, в 1965 году потрясла не только советских, но и европейских зрителей. Картина получила главный приз международного кинофестиваля в Дели. Исполнительница роли итальянки Джулии — Надежда Румянцева объездила с «Альпийской балладой» более пятидесяти стран, и везде фильм был принят с восторгом.
«Долгие версты войны» — трехсерийный фильм белорусской киностудии, снятый по двум повестям Василя Быкова и авторскому сценарию, до сих пор считается одним из самых ярких и пронзительных военных фильмов, без надуманного героизма и чрезвычайной легкости войны. Каждая из серий раскрывает свой этап Великой Отечественной войны и поступки людей, которые являлись типичными, для данного военного периода. Фильм снимался к 30-летию Победы и был показан по первому каналу ТВ СССР на майские праздники.
«Дожить до рассвета» — к 30-летию Победы по повести Василия Быкова снимал свою картину и «Ленфильм». Режиссером стал Михаил Ершов, будущий создатель «Блокады». Он старался очень натуралистично показать трудную и опасную судьбу советских диверсантов. Александр Михайлов, играющий главную роль, во время съемок получил многочисленные обморожения и крупозное воспаление легких. Режиссерской находкой стало приглашение на роли немолодых солдат, настоящих ветеранов-разведчиков, с которой они блистательно справились.
«Волчья стая» — еще одна лента «Беларусьфильма», премьера которой планировалась на 30-летие Великой Победы. Но фильм Бориса Степанова не вызвал у руководства республики полного одобрения. Глава БССР Петр Миронович Машеров, бывший сам партизаном соглашался с реалистичностью сюжета. Но в то же время считал, что ужасы войны нельзя так явственно показывать, так как это может нарушить героическую тенденцию отечественного кино. Но бывшие партизаны настояли на показе фильма на территории БССР. В других республиках фильм имел статус ограниченного показа, поэтому многие не посмотрели фильм 1975 года о страдальческом пути маленького партизанского обоза.
«Восхождение» — фильм 1976 года по повести Быкова «Сотников» о попавших в плен двух партизанах, тоже мог не выйти на экран из-за резкого его неприятия советской партийной элиты. Снятый с элементами психоделики, фильм никого не мог оставить равнодушным. Против фильма, снятого в Москве, протестовало руководство столицы СССР и отдел пропаганды ЦК КПСС. Но руководителю коммунистической Белоруссии фильм понравился. И Машеров, заручившись письмом, подписанным партизанами- Героями Советского Союза, и несколькими штофами белорусской «Старки» привез копию картины отдыхающему в Вискулях (Беловежская Пуща) Леониду Брежневу.
Тому фильм понравился до слез, и он даже поручил его отправить на европейский кинофестиваль и был прав. «Восхождение» режиссера Ларисы Шепитько впервые в истории советского кино завоевало престижного «Золотого медведя» — главного приза кинофестиваля в Западном Берлине…
Про остальные фильмы, включая новейшие, снятые по произведениям Василя Быкова во второй части.
Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More
Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More
Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More
Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More
К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More
События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More