Легенды – это скрытое подсознание народа, и очень часто свидетельство исторических событий, которые не могли по тем или иным причинам быть зафиксированы в официальных документах и полуофициальных хрониках.
Никто не скажет, когда появились первые легенды на территории Беларуси. Однако, первое документальное упоминание об этом восходит к концу 14 века. В записках секретаря епископа виленского Петра из Кустыня, упоминается юная жена старого короля Ягайло – Ядвига, которая очень любила слушать старые сказки и легенды. И для неё специально посылали гонца, в Высокий Город (нынешний город Высокое)за неким Асташем, который знал множество сказок и преданий.
Невры – прародители национального этноса
Самое старое белорусское предание – это легенда о неврах, которая уходит в давние доантичные времена. Она о том, что в самые древние времена на территории нынешней Брестской и Гродненской области в лесах жили могучие воины – невры.
Они были огромной силы и непобедимы в бою. При большой опасности они могли закрутиться вокруг своей оси и превратиться в волка. Кроме того, один раз в году во время самой короткой ночи – все невры превращались в волков для посвящения юношей племени в воины. Невры никогда не нападали первыми, и использовали свои навыки только с целью защиты. Но случилось, что князь невров Лют полюбил девушку – дочь одного из вождей Скифии. И когда предводитель невров приехал договариваться о выкупе, то и его и его охрану напоили вином заморским, а позже связали и подожгли шатер, в котором они находились.
Узнав про это, старейшины племени увели его куда-то в Восточную Пруссию, для того чтобы у воинов было меньше причин мстить окружающим людям. В лесах остались, только братья князя Люта – волколаки, которые поклялись самостоятельно найти убийц и карать их род на протяжении 14 поколений.
Непосредственно примыкает к этой легенде – сказание о полоцком князе Всеславе Чародее. Личности исторической и довольно известной. По свидетельству очевидцев полоцкий князь умел превращаться и волка грозного и в сокола быстрого. При этом, местное население относилась к этим превращениям лояльно и князя не боялись, а гордилось им.
Скорее всего, именно из Полоцка, у которого всегда были хорошие культурные связи с Новгородской Русью в российский фольклор и попали сюжеты сказки «Иван царевич и серый волк», где волк является симпатичным и положительным героем. Зато на землях нынешней Украины волки-оборотни считаются одними из самых жутких персонажей легенд. Что и не удивительно, ведь князя Люта убили, по легенде где-то на территории Киевской или Черниговской областей.
Гаспадыня Бурштынового палаца
Одна из самых интересных легенд – это сказание о гаспадыне Бурштынового палаца (хозяйке Янтарного дворца). В старые времена город Пинск стоял на берегу огромного озера, посередине этого озера был остров, где стоял чудный янтарный дворец, который сверкал даже в пасмурную погоду. Киевский князь, решил достигнуть острова, чтобы посмотреть, кто там живет.
Но не на ладье с воинами, и не в одиночку на долбленом челне, не смог князь пристать к острову. Какая-то сила не подпускала его и держала на расстоянии 100 локтей от суши. И увидел князь, как появилась неоткуда, лодка из янтаря, на которой плыла прекрасная златокудрая девушка. Она сказала князю, что заточил её за гордыню злой волшебник, и никто не может из живых людей высадится на этот остров. Но срок заточения подходит к концу и через год, волшебник обещал её отпустить и отвезти к отцу в Пинск.
Но князь настолько воспылал страстью, что решил разрушить горы, которые мешали оттоку воды из озера. Вода хлынула в Днепр, и озеро начало быстро мельчать. А на утро среди болот, которые образовались на месте огромного озера, люди не обнаружили никакого дворца. Девушка никогда не вернулась к отцу в Пинск, пропало огромное озеро, которое кормило весь город, а в пасмурную погоду уже ничего не радовало местных жителей.
Культ короля ужей
Еще одно легенда связана с удивительным культом ужей, которых в крестьянских домах Беларуси на Полесье держали вместо кошек, вплоть до середины 19 века. Считалось, что уж в доме приносил удачу, оберегал хозяев от нищеты и злых духов. Убить ужа считалось большим преступлением, которое обязательно наказано самим ужиным королем. Правитель всех змей и всей лесной нечисти – ужиный король обитал где-то в глубине болот.
Но его встретить человек имеет возможность только три раза в году: 12 июня в так называемый Исаакий Змеевик, 7 июля в Ивана Купалу и на 27 сентября в Воздвиженье. К встрече надо было быть подготовленным, и, увидев большую змею с золотой короной на голове, постелить на её пути чистое полотенце и положить каравай свежего хлеба. Ужиный король обычно оставлял в благодарность несколько золотых лепестков от своей короны. Человек, который носит в карманах такие лепестки, может не бояться нечистой силы и приобретает возможность до первого снега видеть все клады на любой глубине.
Папараць – кветка на Ивана Купалу
С кладами переплетается и легенда о папараць-кветке, или о цветке папоротника, который цветет только один раз в году в ночь на Ивана Купалу. В жизни тех, кто не побоится и пойдет ночью в лес, и найдет чуть тлеющий цветок, который можно обнаружить только с близкого расстояния, кроме чугунка со старинными золотыми монетами, приобретет и некие способности.
Он станет неуязвим для клинка и пули, сможет понимать язык зверей и птиц и сможет предвидеть судьбу других людей. Но есть обязательные условия человек, ищущий папараць-кветку должен быть один и не нести в душе злобу и зависть, а также не побояться таинственного стража цветка. Каждый год сотни юношей и девушек и в наше современное время идут в лес на поиски таинственного цветка.
Машека и озеро Свитязь
Есть у белорусского народа и свой влюбленный разбойник. Это Машека, который в юности не смог добиться благосклонности от девушки Предславы и ушел в лес, начав грабить проезжавших шляхтичей и проплывавших купцов по Днепру. Разбойничал на протяжении долгого времени, и не один воевода не мог с ним справиться. Против Машеки не раз отправляли большие отряды стражников, но они ничего не могли поделать с могучим разбойником.
Но однажды, Машека захватил свою бывшую возлюбленную, которая к тому времени стала невестой местного князя. Бандит убил всех сопровождающих её людей, а саму Предславу унёс в своё логово. Ночью, девушка, воспользовалась сном разбойника и проткнула ему кинжалом горло. Личность разбойника сильно облагородили писатели и поэты, сделав Машеку – белорусским Робин Гудом. И версия что Могилев назван в честь этого разбойника — явно притянутая романтичными фольклористами.
Легенды самого загадочного озера Беларуси Свитязь – нашла свое отражение даже в произведениях белорусских и польских классиков. Сюжеты легенд очень разные в оценке того, что находилось на острове на середине озера, от древнего капища до города. И в связи различными трагическими событиями эти сооружения ушли под воду.
Но ранним утром, когда стоит безветренная погода можно услышать очень мелодичный звон, доносящийся из глубины и увидеть резвящихся в середине озера «свитязянок» местной разновидностей русалки и ундины. В этой легенде интересно то, что даже ученые, которые несколько лет назад обнаружили мощеную дорогу ,ведущую на середину озера, согласны, что какая-то большая тайна в середине озера существует.