Энергичная личность Глеба Менского всегда привлекала любителей неакадемической истории. Беспокойный минский князь — фигура уникальная, его поступки и действия больше всего напоминают историю лидера ОПГ 90-х годов XX века.

Постоянное желание обогащения любым путем, жесткая борьба с конкурентами, отсутствие морали и запредельная жестокость, вот что характеризует человека, который превратил Менск из небольшой крепости в гуще лесов в крупный город — центр влиятельного и обширного княжества.

Первые испытания и первые успехи княжича Глеба

Точная дата рождения Глеба неизвестна, но в 1067 году он подростком попадает со своим отцом, легендарным полоцким правителем Всеславом Чародеем, в плен к киевским князьям. Так он с ранних лет начал понимать, что для достижения своей цели можно нарушать и самую строгую клятву — крестное целование. Ведь киевские князья, пригласив Всеслава с сыновьями на переговоры, крест целовали, что с ними ничего не случится.

Почти годовое заточение в киевских застенках закалила 14-летнего подростка и сделала его настоящим борцом. Он несколько раз участвует вместе с полоцкой дружиной в набегах на балтские земли, принимает участие в защите рубежей полоцкого княжества от киевских и смоленских дружин.

Глеб Минский привык воевать с детства

В середине 70-х годов княжич Глеб становится наместником богатейшего города Друцка, который к тому времени хоть и формально принадлежал к Полоцкой земле. Но все серьезные вопросы решало местное вече, состоявшее из 100 самых влиятельных фамилий. В Друцке еще с начала XI века обосновалась крупная варяжская дружина, которая взяла под контроль местный рынок работорговли. Десятую часть от оборота получала полоцкая казна. Взамен этого полоцкие князья не вмешивались в дела местной знати, которая превратила продажу людей на Юг и Запад своим основным занятием.

Этот промысел считался очень достойным и прибыльным, но наладить его могли только люди, имеющие значительные военные силы. В Друцке имелась крупная прослойка воинов-работорговцев, которые и сами поставляли живой товар, и служили гарантией для приезжих продавцов и покупателей.

Женщины знатного рода ценились на восточных рынках

Особенно ценились в Друцке красивые молодые северные женщины, желательно знатного происхождения. Такой товар ценился практически по весу серебра и пользовался значительной популярностью на невольничьих рынках Причерноморья. По всей видимости, здесь княжич Глеб и почувствовал в себе прирожденный талант работорговца. Он сформировал дружину из мелких варяжских ватаг и устраивал крупные набеги в районы, заселенные дреговичами, литвой, латгалами. Продажа собственных партий невольников, даже после расчета с наемной дружиной, приносила огромный доход.

Захват рабов был связан с трудностями

Главный поставщик азиатских гаремов

По большому счету, продажа рабов — это была основная экспортная позиция государств, называемых древнерусскими княжествами. Местные правители особо не церемонились. При отсутствии нужного количества невольников могли быть проданы в рабство даже горожане, ремесленники и их дочери. Но конечно основной базой для пополнения дохода Глеба были пущи нынешних Гродненской и Минской областей. Там в старину обитали ятвяги, могучие охотники и красивые вольные женщины. Несмотря на ожесточенный отпор, лесные жители ничего не могли противопоставить закованным в металл опытным в бою варяжским дружинникам Глеба Всеславовича.

Многие знатные полонянки предпочитали смерть рабству

Ятвяжские девушки шли прямиком в гаремы правителей небольших государств Малой Азии, где считалось особым шиком держать подле себя светлокожую и светловолосую девушку с Севера. Но, продавая рабов через рынок в Друцке, Глеб терял десятину, уходившую в полоцкую казну. И тогда пытаясь найти новые рынки сбыта, проложил путь на Запад через Туров и Берестье, используя собственную женитьбу.

Тридцатилетний князь, не имеющий своего удела, но обладающий значительными деньгами и мощной дружиной в 1086 году берет в жены 12-летнюю Адельхейду (Анастасию), которая являлась дочерью князя волынского и туровского Ярополка Изяславовича и Кунигунды, представительницы могучей немецкой династии Веймар-Орламюнде.

Глеб Минский поставлял живой товар

Одновременно этим он открыл своим ладьям транзит в Западную Европу и сбыт славянских и балтских рабов в немецкие земли. Правителям многочисленных воинственных малых немецких государств необходимо было постоянное пополнение рядов так называемой варварской пехоты. Из Анастасии вышла идеальная жена, она родила четырех здоровых сыновей, трое из которых стали князьями собственных уделов, была терпима к гарему мужа и много сделала для православия. Именно с её подачи в Менске появился первый каменный храм, построенный в манере западноевропейской готики.

Создание Менского княжества

В 1001 году появляется отдельное Менское княжество, как буферное пограничное государство, отделяющее богатое Полоцкое княжество от Киевского. Но, к разочарованию Глеба, оно достается его старшему брату Давыду Всеславовичу. Глеб разрабатывает целую операцию, чтобы к полоцкому тысяцкому Володше попал менский гонец, который якобы ехал с грамотой к киевскому князю Ярославу с предложением пойти к нему на службу.

В Полоцке отреагировали очень нервно и послали осаждать город крупную дружину, состоящую из нескольких дружин союзных городов, к которым примкнула и конная ватага князя Глеба. После бегства Давыда в Киев естественным претендентом на Минское княжество становится Глеб.

Сейчас князь-работорговец символ древнего Менска

Вот тут Глеб Минский и развернулся. Прежде всего, он размещает сильные дружины в городах Новогрудок и Волковыск, тогда это были форты ятвяжских князей, и начинает планомерный отлов самых здоровых мужчин и красивых девушек, пополняя свой гарем, который он периодически распродавал на невольничьих рынках Кафы.

Ятвяги терпели такое положение больше года, но потом бросили свои земли и откочевали всеми племенными союзами в Беловежскую Пущу, край суровый, где проживали родственные ятвягам племена дайнова.

И тут, ударившегося в коммерцию, Глеба постигла неожиданная беда. Из Киева весной 1104 года выступила соединенное черниговско-киевское войско под общим руководством родного брата и лютого врага Глеба, Давыда. Минский князь рисковал остаться без княжества, без казны и дружины и даже без своего знаменитого гарема…

Продолжение во второй части.

Читайте также

Смотрите также

Recent Posts

Брест-1941. Потерянная тропа лейтенанта Виноградова (1 часть)

Несмотря на тонны материалов опубликованных и переведенных свидетельств из немецких архивов Брестская крепость, как и… Read More

5 дней ago

11 лучших белорусских военных фильмов ко дню Победы(часть 1)

Советское кинопроизводство было одним из крупнейших в мире. Кино в Советском Союзе выпускалось разноплановое, а… Read More

1 неделя ago

Брест-1941 Особое мнение генерала Ватутина

Самое поразительное в событиях июня 1941 года на Брестском направлении Западного особого военного округа –… Read More

2 недели ago

Брест-1941. Зенитчики без снарядов и аэродромы без прикрытия

Накануне войны, наиболее мощными частями противоздушной обороны  Кобринского бригадного района ПВО были зенитно-артиллерийские дивизионы, прикрывавшие… Read More

3 недели ago

Брест-1941 Исчезнувшие зенитчики генерала Никитина

К полудню 22 июня 1941 года у 4-ой армии РККА, прикрывавшей Брестское направление, появился запасной… Read More

4 недели ago

Брест-1941. Пропавшая артиллерия генерала Дмитриева (IIчасть)

События 22-го июня в районе под Брестом связаны с определенными стереотипами. Большинство современных исследователей заостряют… Read More

1 месяц ago